В Швеции специалисты ведомства по надзору за дикими животными выразили беспокойство по поводу того, что в Дании быстро растет популяция енотов и енотовидных собак.
Дело в том, что еноты в состоянии в скором времени добраться до юга Швеции, а присутствие этих зверьков негативно отразится на местной флоре и фауне. Ну, изменения в природе и заметные факты миграции животных - вещи интересные, значимые. Эту тему в эфире «Вестей ФМ» прокомментировал специалист по животному миру Александр Хабургаев.
«Вести ФМ»: Саш, в чем заключается, собственно, опасность вот этих самых енотов? Почему они могут наделать много бед?
Хабургаев: Ну, потому что это все гримаса интродукции. Это вот как в том анекдоте: «Доктор, я умру? - А как же!» Доберутся. Что значит, могут добраться? Доберутся! Обязательно доберутся. Потому что в сообщении там говорится еще о енотовидных собаках - больше опасение вызывает у шведских биологов. Они же там на пару добираются. Так вот, и то, и другое - это все интродуценты, потому что все еноты, которые у нас живут в Европе, все из Америки. Вы знаете, как на ацтекском языке они называются? Eeyahmahtohn, как-то вот так, а переводится как «маленькая старушка с ловкими ручками».
Животное очень интересное. Но, во-первых, енот - это собиратель. Поэтому он идет и все сует себе в рот. То есть все, что будет: мышка, лягушка, птичка, птичье гнездышко с яичками, с птенцами, - естественно, они опустошают все на своем пути. А поскольку они очень сообразительные и ловкие, то можно себе представить, какой это будет ущерб природе нанесен. Баланс будет нарушен.
«Вести ФМ»: Секундочку. Я хотела уточнить насчет «доберутся». Из Дании в Швецию. А чего, они и вплавь могут?
Хабургаев: Ну, вплавь они могут. Но там, кстати, говорилось...
«Вести ФМ»: Там по мосту можно. Да, но...
Хабургаев: По мосту можно. Ну, из Дании можно, во-первых, по берегу. Они же расселились-то по всей Скандинавии. И, кстати, в этом же сообщении говорилось, где-то в конце, вы его просто не дочитали до конца нашим слушателям, что в Германии, например, популяция енотов оценивается примерно в миллион особей, и все они потомки двух хищных млекопитающих, выпущенных в дикую природу по приказу Германа Геринга в 1930-х годах. Ну, это уже байка, конечно, потому что не Геринг их выпускал, а выпускали их европейские охотники. У нас, кстати, это наша заслуга тоже, потому что это мы разводили енотов и енотовидных собак как пушных зверей. Был такой сталинский план преобразования природы. Тогда, кстати, очень-очень много чего сюда притащили. И борщевик Сосновского тогда здесь у нас появился, много.
«Вести ФМ»: А вот есть разница между енотами и енотовидными собаками?
Хабургаев: Конечно. Колоссальная. Это даже рода разные.
«Вести ФМ»: Какой вид более вреден для народного хозяйства, и кто более агрессивный?
Хабургаев: Ну, и тот, и другой вреден. Но у енота еще здесь вот какая опасность. Енот едва ли не рекордсмен по количеству паразитов, и огромное количество заболеваний переносит, которые опасны для человека.
«Вести ФМ»: То есть реально и человеческую болезнь может перенести?
Хабургаев: Конечно. Конечно, тем более что они могут и покусать, и могут поцарапать, если человек их хватает руками. Очень часто бывает, знаете, машина сшибла, человек полез - и вот укусил, царапнул...
«Вести ФМ»: А вообще есть у европейцев какие-то реальные, нормальные, гуманные методы, чтобы оградить себя от нашествия таких зверей?
Хабургаев: Не знаю по поводу реальных.
«Вести ФМ»: Ну что, отстреливать что ли?
Хабургаев: Да нет, отстреливать они, конечно, не будут. Там «зеленые» не дадут. Дело в том, что вот есть такая категория граждан, я их называю «зеленые экстремисты», которые вообще за расстрел енота - это пожизненное и так далее. И там очень, конечно, сильные такие настроения. Кстати, если уж мы с вами говорим о гримасах интродукции, и о проникновении других видов, вот я вам сейчас такую бомбу информационную сообщу. Потому что мне только что позвонили мои друзья - это источники, которые заслуживают доверия - с Дальнего Востока, это мой старый друг, биолог из зоопарка Олег Шумаков...
«Вести ФМ»: Сейчас про акул будет.
Хабургаев: Да-да! И он как раз сказал, что вот только что в Приморье с вертолета засекли стаю - 15 белых акул. Это в районе бухты Посьет. Я не знаю, где бухта Посьет находится, мы потом посмотрим по карте, но вот 15 белых акул, стая - это очень серьезно.
«Вести ФМ»: Ну, так это они, наверно?..
Хабургаев: Ну, они, наверное. И понятно, почему это произошло. Потому что год теплый, вода прогрелась очень хорошо. А если больше 25 градусов, для акулы это нормально. Если меньше, она уже туда не полезет. Почему они в Черное море-то не пойдут. А в тех местах, где они кормились - это Юго-Восточная Азия, это Китайское море, - там же очень плотность населения огромная. Там вытравили все, там все выловили. Там не осталось для них еды. Поэтому полная бескормица, и раз уж здесь так потеплело, они откочевали севернее - к нашему Приморскому краю. А поскольку все они очень голодные, плыть-то пришлось долго...
«Вести ФМ»: Ну, опасность возрастает, так получается.
Хабургаев: Опасность возрастает.