Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Энваровича Файзуллина рассказал в интервью порталу ProKazan.ru о градостроительных планах города, новых паркингах и возможном расширении Казани
- В Казани этим летом начали строить парковки. Инвесторам предложили льготные условия. Пользуется ли у инвесторов популярностью перспектива строительства парковок в Казани?
- Прежде всего, я хотел бы отметить, что за прошедшие 10 лет количество автомобилей в столице республики увеличилось в 3 раза. Сейчас в Казани на 1000 жителей приходится более 250 машин. В городе зарегистрировано более 270 тысяч единиц автотранспорта, между тем в Казани действует порядка 160 тысяч парковочных мест. Таким образом, обеспеченность парковками составляет лишь 60%. Острее всего проблема с парковками стоит в центральной части города, это очевидно, недостаток составляет около 10 000 машиномест. В результате реализации намеченной программы удастся практически полностью закрыть потребность центральной части города в парковочных местах.
Построенные паркинги не только разгрузят, но и радикально изменят облик улиц. В условиях нарастающей автомобилизации, строительство многоуровневых паркингов позволит освободить улицы и тротуары от припаркованных автомобилей, улучшить экологическую обстановку в городе, повысить эффективность работы жилищных служб, которые занимаются уборкой территорий, обеспечить безопасность дорожного движения, повысить уровень цивилизованности горожан, наконец.
В качестве первоочередных мест строительства многоуровневых паркингов определены 12 участков на 9,5 тыс. машино-мест. Для привлечения инвесторов создаются все условия, чтобы этот капиталоемкий проект был максимально выгодным. Правительство Татарстана, местные органы власти сделали максимум возможного по снижению налогового бремени для строителей паркингов. Сейчас парковочный бизнес в Республике набирает обороты. Можно предположить, что интерес к инвестированию в эту отрасль будет расти. К примеру, застройщикам новых микрорайонов муниципальные учреждения дают четкие рекомендации: городские власти не согласуют жилищные проекты, если в инфраструктуре жилого комплекса не предусмотрены парковочные места для автотранспорта. С учетом новых документов для каждой вновь построенной квартиры необходимо предусмотреть одно машино-место.
Еще одна идея, которую мы планируем реализовывать - так называемые «перехватывающие» паркинги, размещаемые на въезде в город и у станций метро. Они позволят автовладельцам оставлять автомобили и пересаживаться на альтернативные виды транспорта.
- Насколько целесообразно строить подземные парковки в геологических условиях столицы Татарстана? Во сколько приблизительно обходится строительство одной парковки?
- Существует опыт строительства в сложных инженерно-геологических условиях в плотной городской застройке и в мировой практике, и на территории субъектов Российской Федерации, и в Казани, в частности. Другой вопрос, что финансовые затраты на технологическое решение отразятся на стоимости машино-места на усовершенствованных парковках. Поэтому сегодня предпринимаются все меры, чтобы по возможности избежать удорожания проектов.
Но, с другой стороны, комплексное освоение подземного пространства - это эффективный путь решения территориальных, транспортных и экологических проблем крупных городов, особенно актуальных для исторических городов.
Подземные автостоянки отличаются ценовыми характеристиками от наземных. Себестоимость строительства одного машино-места в зависимости от вида парковки по предварительным расчетам ориентировочно составляет от 200 тысяч рублей в наземном варианте и приближается к 450 тысяч рублей в подземном варианте.
- Существуют планы по объединению Казани с Зеленодольским и Верхнеуслонским районами. В каком направлении, по Вашему мнению, должна расширяться Казань? И готовы ли близлежащие районы стать частью города?
- Сегодня Казань уже расширена и имеет значительное число незастроенных территорий. На мой взгляд, говорить о присоединении к столице других населенных пунктов пока преждевременно. При этом я не исключаю, что в долгосрочной перспективе такая необходимость может появиться. Сейчас, на мой взгляд, гораздо важнее правильно сформировать территории агломераций, граничащих с Казанью.
Градостроительная и строительная деятельность, отвечающая самым современным требованиям, сегодня способна сформировать комфортную среду, благоприятную для жизнедеятельности человека и устойчивого развития общества. Сегодня имеются все предпосылки для максимально приемлемой архитектурно-пространственной организации, современные технологии и методы организации работы позволяют эффективно заниматься этими вопросами. При этом градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны. Это и есть наиболее эффективный способ надлежащего градостроительного планирования.
- Какой объект, из тех, что Вы строили сами, запомнился Вам больше всего и почему?
- Не подумайте, что я пытаюсь уйти от ответа, но не смогу выделить какой-то один объект. Каждый проект в чем-то сложен, в чем-то интересен, однозначно определиться невозможно. Я могу лишь сказать, что до сих пор самой непонятной вещью для меня в строительстве является понятие справедливости. Где та грань, когда строители и заказчики одновременно довольны ценой и сроками.
Перед нами всегда стоит конкретная задача - в определенные сроки за разумные деньги построить тот или иной объект. При этом заказчики всегда считают, что можно сделать еще дешевле, а строители недовольны ценой, потому что считают ее низкой, а графики работ по темпам - невыполнимые. И это почти всегда и почти на каждом объекте.
- Есть ли такой проект, который Вам бы хотелось реализовать, если бы на это были свободные бюджетные средства?
- Очень много. Я хочу, чтобы в Казани было метро, состоящее из 45 станций, достойный столицы республики зоопарк. Очень хочу, чтобы в каждом городе и даже небольшом населенном пункте было достаточное количество социальных, культурных и спортивных объектов. Потому что все эти учреждения нужны не просто для того, чтобы их построить, их задача - воспитание подрастающего поколения, обеспечение приемлемыми условиями отдыха взрослой части населения, и, конечно же, поддержка пожилых татарстанцев.
- Насколько сейчас востребованы в реализации идеи архитекторов Казани и Татарстана? Много ли их проектов было реализовано в Казани за последнее время?
- В республике в подавляющем большинстве проекты реализуются силами местных архитекторов. Примеров, когда прибегали к помощи сторонних специалистов по пальцам можно пересчитать. На мой взгляд, сегодня не стоит вопрос в профессиональных возможностях местных архитекторов, у нас имеется немало примеров по-настоящему интересных проектов, связанных с внедрением современной стилистики в историческую застройку, реставрацией и реконструкцией исторических достопримечательностей и строительством новых объектов и инфраструктуры. Но есть другая проблема - возможность заказчика реализовать задуманное архитектором. Нередко именно на этой стадии происходит «приземление» проекта.
- Вам лично архитектура какого города нравится больше всего и почему?
- Я бы очень хотел назвать какой-либо город республики. И хотя считаю, что за последние годы произошли позитивные изменения в облике не только крупных городов республики, но и небольших населенных пунктов, остается очень много задач, которые предстоит решить. Для меня архитектура - это, прежде всего, правильные градостроительные решения. Удачная планировка - удобная, рациональная и красивая разбивается на целый комплекс социальных, экономических, функциональных, инженерных, технических и иных задач. Это совокупность мероприятий по развитию систем инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры.
Я имел возможность посетить открытие Универсиады в китайском Шэньжене. Очень понравился город - современные решения, новейшие технологии, интересные творческие подходы. В свое время мне очень понравился Донецк.
Все автомобильные новости