ОАО «Российские железные дороги» рассматривает возможность покупки грузовой «дочки» «Словацких железных дорог» ZSSK Cargo, сообщил во вторник вице-президент РЖД Салман Бабаев. По его словам, российскому перевозчику интересен контрольный пакет акций.
Это заявление вписывается в планы РЖД по выстраиванию международного транспортного коридора - от стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Украину и Словакию до Вены. По оценкам РЖД, реализация проекта обойдется примерно в 5 млрд евро. Но позволит в два раза сократить срок доставки грузов между Восточной Азией и Западной Европой (с 28-30 суток по морю до 15 суток по железной дороге) и тем самым выиграть конкуренцию с морскими перевозчиками.
О строительстве ширококолейного транспортного коридора Россия и Словакия договорились еще в мае 2007 года. К проекту присоединились и другие заинтересованные страны - Австрия и Украина. Была создана совместная компания, которая должна была реализовать этот проект. К визиту Медведева в Братиславу в апреле прошлого года были согласованы планы строительства магистрали: 2011-2013 годы - разработка ТЭО, а строительство и ввод в эксплуатацию - к 2016 году. Но в июне 2010 года в результате парламентских выборов к власти пришла правая оппозиция и проект затормозился.
Сейчас для транспортировки грузов в Центральную Европу РЖД арендует контейнерный терминал «Добро» в Словакии. Терминал предназначен для оперативной перевалки контейнеров с вагонов европейского стандарта на вагоны российского «ТрансКонтейнера».
Здесь проложено 4 узкоколейных и 4 ширококолейных пути. Срок аренды - 15 лет. Инфраструктура терминала позволяет перерабатывать на нем более 250 тыс. контейнеров в год.
<1>Контракт на аренду терминала подписан с словацкой ZSSK Cargo, о планах покупки контрольного пакета которой РЖД объявила во вторник. Получить оперативный комментарий в московском офисе ZSSK во вторник не представилось возможным.
«Российские железные дороги» в последние годы активно пытаются выйти на международные рынки грузовых перевозок. В прошлом году РЖД взяли в концессию железные дороги Армении. Сейчас РЖД, помио ZSSK, проявляют интерес к покупке контрольного пакета акций грузовой «дочки» Польских железных дорог - PKP Cargo. Президент РЖД Владимир Якунин подтвердил интерес к польским железнодорожным активам еще в ноябре 2007 года, но не назвал интересующую его компанию. Решение о сделке он объяснил необходимостью организации свободного доступа товаров из Китая и Японии в Европу. Польский оператор владеет 3,5 тысяч локомотивов и более 50 тысяч грузовых вагонов, являясь крупнейшим грузоперевозчиком Польши и вторым по объему перевозок в Европе.
Во вторник Бабаев сообщил, что перевозчик уже подал заявку на участие в польском тендере, польская сторона ее рассматривает, но вопрос пока находится без движения. Приватизация PKP Cargo должна состояться до конца 2011 года.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты затруднились оценить стоимость словацкого и польского активов, обосновывая это отсутствием аналогичных сделок в железнодорожной отрасли. Но вопрос цены в данном случае вторичен, уверен директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
«Покупка зарубежных инфраструктурных активов продиктована прежде всего геополитическии амбициями российских властей. Газпром мечтает о покупке газотранспортной системы Украины, РЖД хочет протянуть ветку до Вены. А это значит, что за ценой не постоят», - говорит Николаев. Деньги на покупку у РЖД имеются. В апреле совет директоров РЖД одобрил продажу 75% минус две акции Первой грузовой компании (ПГК). Глава совета директоров РЖД вице-премьер Александр Жуков говорил тогда, что аудиторы из KPMG оценивали пакет акций ПГК в 115,5 млрд рублей (около $4 млрд). ФАС одобрила эту сделку.
Кроме того, в июле РЖД объявила о продаже блокпакета в «Аэроэкспрессе». Это, как предполагается, пополнит бюджет РЖД еще на $25 млн. Вся инвестпрограмма РЖД на 2011 год - 370 млрд рублей.
По мнению аналитика МДМ банка Михаила Зака, покупка грузовых активов в Европе отвечает «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» стоимостью 13,7 трлн рублей. Согласно стратегии объём перевозок транзитных грузов по территории России должен возрасти к 2030 году в 2,8 раза - к уровню 2007 года.
Но шансы РЖД на приобретение контрольных пакетов акций словацкой и тем более польской компании невелики, полагают эксперты. «Решения о продаже контроля в инфраструктурных компаниях принимаются на правительственном уровне, и здесь многое зависит от того, какие отношения складываются на между лидерами. С Польшой у России сложные отношения. Кроме того, интерес к польскому активу подтверждала американская Rail World», - говорит один из экспертов.
Автор: Рустем Фаляхов.
Все автомобильные новости