В Челябинской области самой дефицитными и нужными техническими специалистами являются инженеры-разработчики. «Если не будем готовить таких специалистов, об инновациях не может быть и речи, мы даже не будем понимать, как работает зарубежная техника, а для ее обслуживания придется приглашать иностранных инженеров», - заявил сегодня, 18 августа, ректор Южно-Уральского госуниверситета Александр Шестаков.
На августовском региональном совещании педагогов ректор ЮУрГУ представил концепцию инженерного образования в Челябинской области. Он отметил, что в регионе нужны технические специалисты разной квалификации: инженеры-разработчики и исследователи, инженеры-конструкторы, которые, по словам Шестакова, буквально вымирают как класс, инженеры-технологи, инженеры, эксплуатирующие технику, а также инженеры по продвижению бизнеса. Но ключевой специальностью в этом списке является инженер-разработчик.
Сегодня, как отметил ректор ЮУрГУ, остро стоит проблема повышения эффективности знаний, которые получает инженер. Главное условие - тесная связь вуза и работодателей. Но промышленные предприятия идут на совместные научно-исследовательские проекты, только если видят быстрый экономический эффект. Как правило, такие краткосрочные проекты не улучшают качества подготовки инженеров. В среднесрочной перспективе из-за того, что промышленность не участвует в научной работе с вузами, она получит большие потери, считает ректор.
Александр Шестаков акцентировал внимание участников педагогической конференции на идее, которая, по его мнению, «может хорошо сработать в Челябинской области». Это создание элитного инженерного образования. «Необходим конкурсный отбор лучших студентов на инженерные программы, - заявил ректор. - Основной задачей будет подготовка исследователей и разработчиков новой техники для высокотехнологичных предприятий. Образовательные программы должны строиться на фундаментальной науке, выпускники должны свободно владеть одним из иностранных языков».
В этот процесс нужно включать среднюю школу. Пока выпускников физико-математических классов не хватает, чтобы заполнить бюджетные места на инженерных специальностях. А физико-математические классы в большинстве своем уступают в качестве подготовки физматшколам советского периода.