Группа ГАЗ, подконтрольная холдингу «Русские машины» Олега Дерипаски, намерена выкупить 25% акций Минского автомобильного завода. При этом руководство МАЗа не хочет отказывать и другой российской компании - КАМАЗу, который уже давно ведет переговоры с Белоруссией о создании холдинга «Росбелавто».
В среду стало известно, что группа ГАЗ готова купить 25% акций Минского автомобильного завода (МАЗ), об этом заявил генеральный директор МАЗа Александр Боровский.
«Я хочу озвучить свою новую позицию. Я - человек из Бобруйска и считаю, что на вещи нужно смотреть трезво. КАМАЗ предлагает нам холдинг, по 48% с каждой стороны, это будет российский холдинг, но и ГАЗ просит продать 25% активов», - сказал Боровский, передает Интерфакс.
Глава МАЗа считает логичным не отказывать ни КАМАЗу, ни ГАЗу, а создать холдинг с КАМАЗом, и продать 25% группе ГАЗ.
Гендиректор подчеркнул, что он намерен озвучить в самое короткое время свою позицию правительству Белоруссии. «Если МАЗ сегодня в роли невесты, то почему он не может иметь двух женихов», - сказал Боровский.
В настоящее время создана рабочая группа, которая изучает перспективы сотрудничества МАЗа с группой ГАЗ. Такая же группа создана по сотрудничеству с КАМАЗом и созданию холдинга «Росбелавто». «Кроме того, определена компания, которая будет проводить оценку активов белорусского предприятия. Такую же оценку будет проводить и КАМАЗ», - добавил гендиректор.
«К концу года мы получим результат по всем этим вопросам и будем смотреть, как нам поступить», - сказал Боровский.
В то же время он подчеркнул, что в настоящее время он лично, как руководитель предприятия, склоняется к необходимости сотрудничества с двумя российскими компаниями одновременно.
Эксперты удивляются намерениям группы ГАЗ приобрести лишь четверть МАЗа. «На первый взгляд это выглядит, конечно же, несколько нелогично. Речь идет о покупке блокирующего пакета акций (25%), который не определяет производственную политику компании и не позволяет ГАЗу участвовать в управлении МАЗом. При покупке 51% акций МАЗа группа ГАЗ могла бы включить в себя еще и производство тягачей, которые производит МАЗ и не производит ГАЗ. Это помогло бы компании увеличить диверсификацию в сегменте грузовиков, увеличив долю рынка», - комментирует аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Эксперт предположил, что, возможно, группа ГАЗ хочет купить блокирующий пакет с целью докупить акции в будущем до контрольного пакета. Однако он сомневается в том, что белорусские власти пойдут на потерю контроля в МАЗе.
Что касается КАМАЗа, то компания уже давно ведет переговоры о покупке МАЗа. Так, что Ростехнологии еще зимой предложили объединить КАМАЗ и МАЗ. Первоначально предполагается провести допэмиссию акций КАМАЗа, затем власти Белоруссии получат в акционерном капитале КАМАЗа пакет акций в обмен на 100% акций МАЗа.
Однако в феврале президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что даже не рассматривает вопрос о приватизации МАЗа в чистом виде. То есть белорусские власти вряд ли пойдут на потерю контроля в МАЗе и тем более на продажу 100% акций.
«Приватизацию МАЗа в чистом виде я никогда не рассматривал», - заявил Лукашенко. Он пояснил, что предлагал объединить МАЗ и КАМАЗ, «не трогая собственность». «Потом, может быть в течение трех-пяти лет, выработаем принципы, по которым будем работать. А затем, возможно, обменяемся либо акциями, или будем думать о продаже акций», - сказал белорусский президент, передает РИА Новости.
То есть белорусские власти вряд ли пойдут на потерю контроля в МАЗе.
Причем он тогда намекнул, что предложения по поводу МАЗа у Белоруссии есть не только от КАМАЗа, ГАЗа, но и от потенциальных покупателей в Венесуэле.
В итоге был выработан вариант создания холдинга «Росбелавто», в который будут внесены 49,9% акций КАМАЗа и 49,9% акций МАЗа, а также активы Минского моторного завода, Агрегатного завода и, возможно, завода «Белшина».
При этом глава Ростехнологий Сергей Чемизов отмечал, что пакет акций КАМАЗа объективно стоит намного дороже, чем аналогичный пакет МАЗа. Поэтому было принято решение о проведении оценки МАЗа. Оценщиком была выбрана аудиторская компания Ernst and Young, которая будет проводить анализ в течение полугода.
«КАМАЗу актив МАЗа менее выгоден, чем ГАЗу, поскольку компании пресекаются по номенклатуре предложений, по сути, они являются конкурирующими предприятиями. Поэтому без получения контрольного пакета в МАЗе, я не вижу большого смысла сотрудничества КАМАЗа с МАЗом», - комментирует Андрей Рожков.
Эксперт предположил, что МАЗ может быть интересен КАМАЗу в стратегических целях. «Ростехнологии хотят исключить возможность сотрудничества МАЗа с иностранными компаниями, в частности с китайскими холдингами, которые могут проявить интерес к нему, поскольку это готовая площадка для сборки», - предположил Андрей Рожков.
Все автомобильные новости