Количество потребительских автокредитов в России вернулось на докризисный уровень - около 700 тысяч автомобилей только в этом году куплены в долг. В связи с финансовой нестабильностью в мире может произойти удорожание кредитов, как это было в 2008 году, что вновь грозит обвалом авторынка. Сотни тысячи россиян могут столкнуться с проблемой погашения долга за кредитный автомобиль.
В России продажи автомобилей пока растут, а отраслевые организации и аналитики регулярно повышают прогнозы. По последним подсчетам Ассоциации европейского бизнеса, в 2011 году в России может быть продано до 2,4 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, а PricewaterhouseCoopers рассчитывает на 2,5 млн одних только легковушек.
Однако стоит учитывать, что влияние кризисных явлений в экономике на автопром достаточно растянуто по времени, а рост авторынка во многом подогревают автокредиты, брать которые в кризис - не самое лучшее решение.
Отсрочка связана как с макроэкономическими причинами, так и с особенностями производственного цикла автомобилей, которые изготавливаются в течение нескольких месяцев и даже в случае ощутимого падения курса рубля могут быть проданы по «старым» ценам.
В августе 2008 года мировую и российскую экономику лихорадило, из страны выводились капиталы, компании начали оптимизировать расходы, однако по продажам автомобилей тот год все же стал рекордным.
Только иномарок тогда было продано 2,08 млн, а с учетом «АвтоВАЗа» и других отечественных производителей объем продаж приблизился к 2,9 млн автомобилей, однако в 2009 году ровно наполовину рухнул - до 1,47 млн.
В итоге дилеры весь 2009 год распродавали складские запасы из заказанных в расчете на дальнейший рост автомобилей, изобретали различные скидки, а банки резко увеличили проценты по кредитам. При этом от доступности заемных средств зависят сильно продажи автомобилей.
«В среднем по итогам 2008 года доля продаж автомобилей в кредит составляла 46,4%, а по итогам 2009 года - 24,1%. В 2010 году доля автомобилей, приобретенных потребителями с помощью заемных средств, показывала положительную динамику, достигнув к декабрю 41% и среднего значения по году 35,9%. В 2011 году уровень продаж автомобилей в кредит выходит на докризисный уровень - порядка 50%», - пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Если с начала года уже продано 1 460 000 новых автомобилей - это значит, что автомобили в долг купили более 700 тысяч россиян.
Удорожание кредитов вполне может привести к обвалу авторынка и сейчас. Как показал опыт 2008-2009 годов, сильный провал авторынка и автокредитования был связан в том числе с изменением настроения потребителей.
Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в середине 2009 года, каждый четвертый россиянин признался, что имеет непогашенный кредит, и чаще всего - автомобильный (22% опрошенных). При этом более половины опрошенных (52%) тогда признались, что выплачивают долг с трудом. До этого о росте просроченных задолженностей на 20-30% сообщали представители коллекторских агентств.
«Скорее всего, нынешние кризисные явления отразятся на автопроме отрицательно, и связано это с двумя основными аспектами, объективным и субъективным. Объективный заключается в том, что в такие периоды риски потери дохода заемщика гораздо выше, - говорит "Газете.Ru" председатель экспертного совета компании "Финам" Сергей Хистанов - Те банки, которые продолжат подобное кредитование, будут вынуждены повысить ставку - просто для того, чтобы покрыть увеличение рисков. Субъективный фактор заключается в том, что большинство потребителей на фоне ухудшения экономического окружения не торопятся брать кредиты».
Однако пока рост на рынке автокредитования в России продолжается, в том числе среди займов, часть процентной ставки по которым субсидируется государством.
Согласно данным Минпромторга на конец июля, банки выдали 134739 автокредитов по субсидированным государством ставкам. По оценкам агентства «Автостат», субсидированные государством автокредиты обеспечивают порядка 9,5% продаж на российском авторынке и занимают 30% от объемов автокредитования в целом.
Тем временем, за рубежом аналитики уже сейчас переигрывают прогнозы по продажам автомобилей на понижение.
По подсчетам организации IHS Automotive, американский авторынок потеряет в 2011 году не менее 200 тысяч автомобилей и не превысит 12,5 млн машин, а компания Autodata предрекает многолетнему лидеру не более 11,5 млн автомобилей. При этом на снижение спроса влияет нестабильная рыночная обстановка, рост безработицы, а также и подорожание самих машин. О том, что нынешний рост не дотягивает до расчетных показателей, заявляют и в китайской отраслевой организации CAAM.
При этом в США падение акций автокомпаний после снижения кредитного рейтинга страны стало более ощутимым, чем в других отраслях промышленности. После объявления о снижении кредитного рейтинга США акции Ford Motor упали на 8,4%, General Motors просел на 6,6%, а бумаги крупнейшего в США автомобильного дилера AutoNation - на 6,5% при падении индекса Dow Jones Industrial, который оценивает котировки промышленных компаний, на 5,55%.
Сами автопроизводители стараются сохранять оптимизм и надеются на то, что стабильный спрос на автомобили сохранится, говорят о готовности его удовлетворить и отчитываются о крупных прибылях, полученных в основном на крупных развивающихся рынках вроде Китая. Однако и в Поднебесной бурный рост уже прекратился и сменился достаточно осторожным увеличением - на 6,5% в июле по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Также автокомпании регулярно жалуются на растущие цены на металл и другое сырье и продолжают повышать цены. Автор: Михаил Лобачев
Все автомобильные новости