В Венеции завершился 67-й международный кинофестиваль. Жюри под председательством Тарантино раздало призы. «Труд» считает, что молодое российское кино, представленное в Венеции-2010 фильмом Алексея Федорченко «Овсянки», будет и дальше зарабатывать награды на престижных фестивалях.
В ряду главных международных кинофестивалей Венецианский отличается демократичностью. Он принимает в свои объятия не только высокоинтеллектуальное авторское кино, как в Каннах или в Берлине, но и коммерческие хиты, поставляемые из Голливуда.
Равнение на Запад
Два года назад главный приз получил «Рестлер» Дарена Аронофски. В этом году Аронофски со своим новым фильмом «Черный лебедь» остался без наград, но триумф американского кино на 67-м Венецианском фестивале был и без того оглушительным. Правил бал председатель жюри - обаятельный и харизматичный Квентин Тарантино. На этот раз Тарантино, славящийся своей непредсказуемостью, принял неоднозначное решение - отдал «Золотого льва» своей давней подруге Софии Копполе. Такой выбор вызвал неоднозначную реакцию среди критиков - они прочили главный приз либо «Черной Венере» Абдела Кешиша, либо модному нынче китайцу Вань Бину за фильм «Котлован». Но жюри было глухо к мнению критики - эти картины не получили никаких призов.
Зато 39-летняя Коппола торжествовала: после провального фильма «Мария-Антуанетта» об эксцентричной императрице ей удалось снять лирическую картину об изнанке жизни голливудской богемы. Под тихий аккомпанемент группы Phoenix она рассказала историю непутевого папаши-актера, который изо всех сил пытается найти общий язык со своей дочерью. По настроению фильм больше всего напоминает ее же картину «Трудности перевода», тоже обласканную в Венеции в 2003-м.
Другой американец, добившийся успеха в Венеции, - Винсент Галло. Он получил кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в фильме Ежи Сколимовского «Необходимое убийство». Галло сыграл афганского террориста, схваченного американскими войсками и волею судеб заброшенного в Европу. Правда, в этом году Галло засветился в Венеции не только как актер, но и как режиссер - и в основном конкурсе, и в экспериментальных «Горизонтах». В первом он представил ленту «Обещания, писанные на воде», а во втором - 12-минутную короткометражку «Агент».
Молодым дорогу!
Важная тенденция нынешнего Венецианского фестиваля - нацеленность на молодое кино. Особенно везет российским начинающим кинематографистам.
В этом году повезло Алексею Федорченко: его «Овсянки» взяли сразу пять призов. Кубок Озелла за лучшую операторскую работу достался Михаилу Кричману, который, кстати, является постоянным оператором Звягинцева, чье «Возвращение» в 2003 году получило «Золотого льва». Отметила «Овсянок» и Международная федерация кинопрессы FIPRESCI.
Нынешний приз для Федорченко в Венеции - не первый. В 2005 году он получил главную награду в конкурсе «Горизонты» за свое мокьюментари «Первые на луне», который жюри рассматривало как настоящий документальный фильм. Когда оказалось, что это лишь подделка под документалистику, - приз отнимать все равно не стали.
В нынешнем году в конкурсе «Горизонты» были представлены сразу три российские картины: «Бриллианты» Руслана Хамдамова с Ренатой Литвиной в главной роли, короткометражка «Слабый Рот-Фронт» Виктора Алимпиева и "Воодушевление" Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Две последние картины сняты даже не режиссерами, а художниками.
Нынешний Венецианский фестиваль подтвердил, что в современном российском кинематографе бал правят не былые мэтры и генералы кинофронта, а молодые авторы с новаторским взглядом на мир. Хотя последняя работа Михалкова «Утомленные солнцем-2» и попала в конкурс Каннского фестиваля, но погоду в кино уже давно делают другие авторы - Звягинцев, Германика, Серебренников, Попогребский, а теперь еще и Федорченко. Главная проблема в том, что наше государство упорно игнорирует молодых и талантливых. Если бы Звягинцев не отправил копию «Возвращения» отборщикам Венецианского фестиваля, фильм бы остался незамеченным. Если бы «Овсянок» не показали на фестивале международного уровня, то фамилию Федорченко по-прежнему знала бы только горстка кинокритиков.
Победители-2010
«Золотой лев» за лучший фильм: «Где-то» Софии Копполы «(США)
"Серебряный лев" за лучшую режиссуру: "Печальная баллада для трубы" Алекса де ла Иглесиа (Испания-Франция).
Лучший актер: Винсент Галло ("Необходимое убийство" Ежи Склимовского).
Лучшая актриса: Ариане Лабед ("Аттенберг", Греция).
Российский фильм "Овсянки" получил призы "Озелла" (оператор Михаил Кричман), FIPRESCI - за киноязык и экуменического жюри - за духовность.
Кто из наших получал приз в Венеции 1962: Андрей Тарковский - "Золотой лев" за фильм "Иваново детство" 1966: Александр Митта - Гран-при за фильм "Звонят, откройте дверь" 1982: Сергей Юткевич - "Золотой лев" за вклад режиссера в кинематограф 1991: Никита Михалков - "Золотой лев" за фильм "Урга" 2003: Андрей Звягинцев - "Золотой лев" за фильм "Возвращение" 2005: Алексей Федорченко - "Первые на Луне" получили приз за документальный фильм в программе "Горизонты"
О главных кинопремьерах осени читайте на Афише@Mail.Ru