Треть российских железнодорожных мостов и тоннелей построены более века назад и уже выработали ресурс. Всего же износ искусственных сооружений составляет 76%, сообщила РЖД
Треть инженерных сооружений (см. врез), эксплуатируемых сейчас РЖД, построены с 1861 по 1907 гг., говорится в отчете компании за прошлый год.
Эти сооружения предназначены для нагрузок почти вдвое ниже нынешних, поэтому здесь поезда идут на ограниченной скорости - 60 км/ч и меньше.
Есть и такие, которые считаются дефектными: по итогам 2010 г. это 7200 сооружений, или 8,7% от их общего числа. Среди больших мостов дефектность выше - более 10%.
Они «имеют повреждения, ослабления элементов коррозией металла, расстройства заклепочных соединений в узлах, с неисправностями, обусловленными конструктивными недостатками», указывает РЖД.
Износ искусственных сооружений составляет 76,2%, говорится в отчете. Как менялся этот показатель, до сих пор не известно. Этот показатель РЖД раскрывает впервые. В отчете лишь говорится, что в прошлые годы процент дефектности был ниже.
А все потому, что с 2000 по 2008 г. на восстановление инженерных сооружений РЖД потратила 203,7 млрд руб., максимальное финансирование пришлось на 2008 г. - почти 46 млрд руб. В 2009 и 2010 гг. из-за кризиса затраты резко сократились - 20,2 млрд и 22,7 млрд руб. соответственно (см. врез). РЖД прогнозирует «дальнейшее повышение дефектности инженерных сооружений».
Для основной массы сооружений срок полезного использования был определен в 100 лет, рассказывал в интервью транспортной газете «Евразия вести» вице-президент РЖД Владимир Воробьев. А благодаря заложенным при строительстве запасам прочности и выносливости многие мосты до сих пор эксплуатируются и выдерживают современную нагрузку.
Опрошенные «Ведомостями» частные железнодорожные операторы впервые узнали об уровне износа инфраструктуры. «76%-ный износ искусственных сооружений нам пока не принес проблем, но мы изучим этот вопрос», - отметил один из собеседников «Ведомостей».
Не исключено, что страшными цифрами РЖД привлекает к проблеме внимание единственного акционера и главного инвестора - государство. В стратегии развития РЖД с 2008 по 2030 г. отмечается, что «для решения задач повышения транспортной обеспеченности и улучшения транспортного обслуживания экономики и населения страны» надо 13,8 трлн руб.
Износ искусственных сооружений РЖД действительно высокий, но данная тенденция характерна практически для всех развитых стран, отмечает чиновник Минэкономразвития. Правда, там применяется практика оценки состояния инфраструктуры не по балансовому, а по фактическому состоянию. По его словам, инфраструктура РЖД должна быть не новой и дорогой, а именно такой, какой нужна экономике; в США есть участки железной дороги, где поезда идут со скоростью 30 км/ч, и этого достаточно.
Правда, в России грузовая и пассажирская инфраструктура является единой, добавляет чиновник: именно на объекты инфраструктуры, влияющие на безопасность движения (те же мосты и тоннели), государство и выделяет средства в первую очередь.
Все автомобильные новости