Реформирование федеральной таможенной службы России вызвало проблемы с прохождением грузового транспорта на северо-восточной границе Украины.
На таможенных пунктах с Россией образовались очереди, которые очень медленно проходят транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль. Перевозчики подсчитывают убытки, а таможенники с обеих сторон не признают наличия проблемы. Участники рынка говорят о целенаправленной задержке Россией ввоза продуктовых грузов.
Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) не справляется с полученными 29 июня функциями транспортного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. В результате возникли очереди на международных автомобильных пунктах пропуска Брянской таможни (граница с Украиной) и Себежской таможни (граница с Латвией). Вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков Украины (АсМАП) Юрий Кучинский сообщил Ъ, что ситуация на украинско-российской границе усложнилась с 4 июля. Перевозчики быстро проходят таможенное оформление грузов на украинской территории, но по 20-24 часа ожидают контроля на российской таможне. По словам господина Кучинского, само таможенное оформление занимает 1 час. Получается, что в сутки границу пересекают не более 25 грузовых автомобилей.
В Государственной таможенной службе Украины сообщили Ъ, что за сутки - к 11 часам утра четверга - через таможенный пост «Троебортное--Бачивск» (Сумская область) было пропущено 1028 легковых и 425 грузовых автомобилей. Своей очереди на въезд в Россию ждут 40 грузовиков. Через пост «Погар--Гремяч» (Черниговская область) прошли 210 легковых и 205 грузовых автомобилей. Прохождения границы ожидали 87 грузовиков. По данным пресс-службы Брянской таможни, для ускорения процессов оформления грузов им были прикомандированы 39 сотрудников.
Российские таможенники не признают наличия проблемы. «Время для таможенных формальностей, затрачиваемое на одну машину, отвечает нормативному, в целом выдерживаются нормальные показатели проходимости таможенного пункта»,-- заявили в пресс-службе Курской таможни. Там отметили, что нагрузку на Курскую таможню увеличило перераспределение транспортных потоков с перегруженной Белгородской таможни. «На Воронежской таможне пробок нет»,-- сообщил начальник отдела торговых ограничений экспортного контроля Анатолий Соловьев. По его словам, время проверки транспорта увеличилось с 15-20 минут до 20-30 минут. В пресс-службе Белгородской таможни заверили, что пропускные пункты работают в штатном режиме без очередей. Несмотря на публичные заверения таможенников об отсутствии проблемы, 13 июля ФТС обратилась к участникам внешнеэкономической деятельности с просьбой использовать на Белгородской, Воронежской и Курской таможнях менее загруженные пункты пропуска - посты «Грайворон», «Нехотеевка», «Шебекено», «Бугаевка», «Крупец» и «Суджа».
Впрочем, украинским перевозчикам от этого не легче. «За простой машины перевозчики несут убытки. Во-первых, за срыв сроков поставки товара, записанных в договоре, взимаются штрафы до 100 евро в сутки. Также санкции предусмотрены за несвоевременную доставку машины на склады для обратной загрузки,-- сказал господин Кучинский.-- В случае перевозки скоропортящихся продуктов необходимо поддержание температурного режима, а расход топлива на холодильные установки составляет 7 л в час». Он добавил, что таможенные посты этого направления не имеют развитой инфраструктуры, в частности не оборудованы бензозаправками. По мнению президента АсМАП Леонида Костюченко, российская таможня оказалась не готова к расширению полномочий, поэтому трудности с оформлением могут длиться еще в течение месяца. «Далее в августе и до начала сентября грузопоток традиционно снижается из-за периода отпусков»,-- поясняет он.
Зампред правления Ассоциации таможенных брокеров Украины Сергей Изотов говорит о политических причинах проблем с прохождением санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. «Россия принимает активные меры по недопущению на территорию Таможенного союза грузов продуктовой группы. Так было несколько лет назад, когда Россия решила не пускать мясо-молочную продукцию»,-- говорит он. Следует отметить, что украинская Гостаможня претендует на аналогичное расширение полномочий. Новые функции предусмотрены обновленной редакцией Таможенного кодекса, который Верховная рада намерена принять в сентябре. «У нас уже был опыт работы с такими видами контроля в 2005 году»,-- сказал Ъ источник в Гостаможне, пообещав, что задержек с оформлением грузов не возникнет.
Наталья Непряхина, Афанасий Сборов
Все автомобильные новости