Работы по исправлению кривизны этого тоннеля начнутся с запуском второго тоннеля, который пройдет рядом, а пока специалисты будут ежеквартально следить за возможными деформациями подземной магистрали.
О судьбе тринадцатой станции новосибирского метро наконец-то решили рассказать максимально подробно. Для этого журналистов пригласили на представительную пресс-конференцию с участием министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николая Симонова, первого заместителя мэра Новосибирска Андрея Ксензова, начальника Новосибирского метрополитена Владимира Кошкина и депутата Законодательного собрания Новосибирской области Николая Хвана.
Участие последнего обещало придать мероприятию особую интригу - напомним, что Хвана обвиняют в растрате и злоупотреблении полномочиями во время его пребывания на посту директора МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» («УЗСПТС»). Но в последний момент табличку с именем опального метростроителя заменили на новую, и в итоге в конференции принял участие нынешний директор МУП «УЗСПТС» Александр Мысик. Причиной такой рокировки представители пресс-службы назвали досадную ошибку.
Но ошибкой было бы думать, что на этом интрига мероприятия оказалась исчерпана.
Тоннель с ошибками
Прежде всего, министр Николай Симонов постарался очертить круг проблем, связанный со злосчастной станцией - единственной в новосибирском метрополитене, которую открывали дважды. Это и вопросы безопасности эксплуатации метротоннеля, ведущего к новой станции, и особенности погашения кредиторской задолженности перед подрядчиками. По его словам, совсем недавно все эти аспекты обсуждались на совещании при губернаторе, и ряд тяжелых вопросов удалось снять.
И в первую очередь речь идет о том, безопасен ли в эксплуатации перегон «Березовая роща» - «Золотая Нива».
- Тоннель безопасен, это подтверждено выводами специальных комиссий Ростехнадзора и независимых экспертов, - отметил Владимир Кошкин. - Но во время прохода щита были допущены некоторые отклонения, превышающие нормативы.
По словам Владимира Кошкина, по нормам диаметр метротоннеля составляет 5100 - 5200 мм (в зависимости от того, произведена его обделка, соответственно из чугунных тюбингов или высокоточных железобетонных блоков). Возможные отклонения по диаметру не должны превышать 50 мм. При строительстве перегона «Березовая роща» - «Золотая Нива» допущены отклонения, достигающие 120 мм.
Эти ошибки накладывают определенные сложности в эксплуатации.
- Если обычные тоннели положено проверять раз в полгода, я издал распоряжение проводить проверку этого перегона раз в квартал, - говорит начальник метрополитена. - Кроме того, по просьбе Ростехнадзора, мы провели конкурс и определили независимую организацию - ООО «Метрополис» (его учредителем является ЗАО «Новосибметропроект» - прим. ред.) - которая будет контролировать состояние тоннеля. Мониторинг уже проводился в апреле и июне, деформации тоннеля, угрожающей безопасности перевозок, не обнаружено, - подчеркнул Владимир Кошкин.
Тем не менее, имеющиеся нарушения его эллиптичности не позволяют говорить о долгой эксплуатации тоннеля. Обычный срок использования таких объектов - около 50 лет. А если не исправить кривизну метротоннеля от «Березовой рощи» до «Золотой Нивы», его придется закрыть. Причем исправлением придется заняться в ближайшие 5 - 10 лет, что, естественно, повлечет за собой дополнительные расходы.
Но это не единственные неприятности, связанные с эксплуатацией нового тоннеля. Так, обнаружено, что в него проникают грунтовые воды. В момент пуска в феврале количество выделяющейся в тоннель воды составляло 1,5 - 2 кубометра в час. Сейчас, по словам начальника метрополитена - около 250 - 300 литров.
- Безопасность сооружения на высоте, пассажиры могут спокойно ездить по этой ветке, - заключает Владимир Кошкин.
Что же касается исправления погрешностей, допущенных при прокладке тоннеля, пока на это нет средств. Придется ждать, когда введут в строй соседний тоннель №2 по этой же ветке, и тогда будет возможность закрыть первый на реконструкцию. Во сколько она обойдется - никто не берется сейчас предсказать, пока нет проекта и сметной документации. Как говорят метростроители, дай бог в этом году выйти на проектирование объекта.
Входы и выходы
В этом году обладминистрация и городские власти решили максимально «доделать» саму станцию «Золотая Нива», на которой сегодня работает только один вестибюль с двумя входами. До конца года откроется еще один вестибюль с двумя входами, расположенными на ул. Бориса Богаткова (в сторону Сада Мичуринцев). Еще два входа планируется открыть только в 2012 году.
- Мы достигнем полной доступности с открытием еще двух входов, - говорит Александр Мысик.
Если в феврале пассажиропоток на «Золотой Ниве» составлял 108 тыс человек, в июне этот показатель возрос до 205,2 тыс человек. При этом станции «Маршала Покрышкина» и «Березовая Роща» уменьшили свой пассажиропоток примерно на 5%, что говорит о том, что люди стали проезжать их и пользоваться новой станцией. Введение в строй двух входов с улицы Бориса Богаткова еще увеличит пассажиропоток, уверен Николай Симонов.
Всего в текущем году на эти работы планируется выделить из бюджета области 114,5 млн рублей. Городской же бюджет займется выплатой долгов подрядчикам.
- По состоянию на 1 января 2011 года мы имели задолженность пред подрядчиками за выполненные работы на сумму 483,3 млн рублей, - говорит Андрей Ксензов. - На 1 июля погашено более 50% от этой суммы - около 280 млн рублей. Задолженность на 1 июля составила 203,3 млн рублей. На следующей неделе из городского бюджета по специальному распоряжению мэра Владимира Городецкого будет выделено еще 50 млн рублей на погашение задолженности подрядчикам. А на сентябрьской сессии горсовета мы предложим депутатам выделить из бюджета еще 74,5 млн рублей.
Поиск виновных
Несмотря на очевидные ошибки, допущенные при прокладке тоннеля, возложить вину на кого-то одного не удастся, говорит Александр Мысик.
- По степени вины - тут в равной степени сыграли роль сложные геологические условия прокладки тоннеля и недостаток опыта метростроителей по такой прокладке. Метро у нас не строили уже много лет, растеряли опыт. Также сыграло свою роль и ослабление контроля и заказчика строительства, и подрядчиков.
Впрочем, «разбор полетов» сейчас хоть и интересен, но надо двигаться дальше, считают метростроители и власти. В частности, уже понятно, что работы по прохождению тоннеля №2 лучше вести с использованием другого проходческого щита - высокопроизводительного канадского «LOVAT». Ранее он уже использовался на строительстве перегона «Березовая Роща» - «Золотая Нива» прежним подрядчиком, компанией «Бамтоннельстрой», но затем, когда начались проблемы с финансированием строительства, подрядчик отказался работать по графику, предложенному мэрией. Новому подрядчику пришлось собирать проходческий щит из трех старых и вести работы малопроизводительным способом.
Теперь вопрос только в финансировании. От того, каким оно будет по объему и срокам, зависит и каким щитом будут строить новосибирское метро дальше, и сколько займет времени проход второго тоннеля. А уж о строительстве новой станции пока говорят только в очень далекой перспективе.