Москва. 8 сентября. FINMARKET.RU - Рублю рано претендовать на роль резервной валюты в среднесрочной перспективе, считает заместитель директора департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ Сергей Камбуров.
«Мое понимание ситуации состоит в том, что в среднесрочной перспективе рублю рано претендовать на роль резервной валюты, поскольку препятствия носят глубинный характер», - сказал С.Камбуров на конференции, посвященной созданию в РФ международного финансового центра и приданию рублю статуса резервной валюты. Он подчеркнул, что это его собственное соображение.
С.Камбуров считает, что для того, чтобы рубль мог стать резервной валютой, должна быть проведена серьезная работа для развития российской экономики в целом, а также финансовых и правовых институтов.
Кроме того С.Камбуров отметил, что для того, чтобы валюта стала резервной, она должна быть свободно конвертируемой, это должна быть валюта с режимом свободного плавающего курса, кроме того, должны быть большими ликвидность и глубина валютного рынка.
«Рубль в полной мере отвечает только первому требованию - легальной правовой конвертируемости валюты», - сказал представитель ЦБ РФ. По его словам, инвесторам комфортнее работать, когда курс валюты предопределяется рыночной ситуацией, а не определяется денежными властями государства-эмитента валюты. Курсообразование российского рубля С.Камбуров назвал управляемым, плавающим курсообразованием, хотя в последние годы ЦБ сделал многое в направлении повышения гибкости курсообразования, и динамика курса рубля к иностранным валютам «вполне выглядит как квазиплавание». Более того, ЦБ месяцами практически не участвует в сделках на внутреннем валютном рынке, и текущий курс полностью формируется спросом и предложением.
«Тем не менее наличие такого режима в соответствии со старым британским принципом, который гласит: "Флот действует тем, что он существует", оказывает существенное влияние на курсообразование, на будущую и текущую динамику валютного курса», - сказал С.Камбуров.
Он отметил, что в настоящее время ЦБ РФ готовит новый вариант основных направлений денежно-кредитной политики, который будет утверждаться советом директоров Банка России. Он надеется, что приверженность выбранному курсу, предполагающему переход на инфляционное таргетирование и свободное курсообразование, будет сохранена. Нынешний режим С.Камбуров назвал промежуточным, но уже не режимом таргетирования валютного курса.
Говоря о глубине ликвидности российского валютного рынка, С.Камбуров выразил мнение, что она не сопоставима даже с рынками Бразилии и Мексики. В России также недостаточно развит срочный рынок с производными инструментами, номинированными в иностранной валюте, отметил он.
Кроме того, для того, чтобы валюта могла стать резервной, в стране должен быть большой и высоколиквидный рынок государственных облигаций. При этом в России уровень долга небольшой, что с точки зрения ее уязвимости к мировой конъюнктуре является положительным фактором, однако это ограничивает возможности для инвестирования в государственные бумаги РФ. Кроме того, рейтинг российских госбумаг на уровне «BBB» является недостаточно высоким для большинства центральных банков и суверенных фондов.
«Финансовый рынок России ни сейчас, ни в ближайшей перспективе не может предложить достаточного количества инструментов для инвестирования, соответствующих классам резервных активов», - сказал эксперт.
С.Камбуров также отметил, что для того, чтобы валюта могла стать резервной, экономика страны должна быть устойчивой и достаточно крупной. Государство должно быть способно устойчиво обслуживать свой долг. Кроме того, экономика должна быть диверсифицированной по структуре ВВП и внешней торговли, инфляция должна быть устойчиво невысокой по отношению к странам, которые собираются инвестировать в резервную валюту.
По мнению С.Камбурова, у России есть риски, связанные с тем, что большая часть бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов.
Уровень доверия инвесторов к финансовым и правовым институтам в России также оставляет желать лучшего, считает С.Камбуров.
В том, что рублю не стать резервной валютой в среднесрочной перспективе, не сомневался и министр финансов Алексей Кудрин . Ранее он высказывал мнение, что следующей резервной валютой может стать китайский юань, и даже ему для этого понадобится около 10 лет.
Еще в июне 2009 года, говоря о возможности российского рубля стать резервной валютой, министр в одном из своих интервью отмечал, что для этого «нужна очень стабильная макроэкономика и платежный баланс, стабильный экспорт». «Мы должны диверсифицировать наш экспортный потенциал и сделать его очень стабильным», - сказал он в эфире радио «Бизнес-FM». Также необходимо «иметь очень низкий дефицит бюджета и низкую инфляцию», добавил министр.
Выполнение всех этих условий на протяжении ряда лет приведет к тому, что «все поверят, что на протяжении многих лет российская валюта может быть стабильной, не будет прыгать, девальвировать, инфлировать, тогда к ней потянутся», говорил министр. «Если все увидят, что политическая система страны, ее экономическая политика строятся на хороших институтах, которые обеспечивают ее стабильность», это также привлечет инвесторов к российскому рублю, добавил он.
Министр финансов уверен, что «тесты на долгосрочную устойчивость являются необходимыми, чтобы сказать, что валюта устойчивая, все в ней готовы рассчитываться, никто ее не изымет из оборота, не напечатают чрезмерное количество».
Посмотреть курс валют