Парк автомобилей в России продолжает неуклонно расти - к 2011 году он превысил 34 млн машин. «Жигулей» и иностранных брендов - практически поровну. Учитывая направление развития российского автопрома, когда отечественные машины будут собирать на иностранных платформах, в дальнейшем это деление станет условным, говорит эксперт.
Прирост парка легковых автомобилей в России составляет примерно 1 млн в год. По данным аналитического агентства «Автостат», опубликовавшего исследование структуры парка легковых автомобилей, к 2011 году он составил 34,04 млн машин, что примерно на 4,1% больше, чем годом ранее. За кризисный 2009 год количество машин на российских дорогах также увеличивалось, но меньшими темпами.
По данным «АСМ-Холдинга», опирающегося на статистику ГИБДД, к 2010 году в России было зарегистрировано 33,08 млн легковых автомобилей, а на начало 2009 года - 32,02 млн (рост составил 3,3%).
При этом в России по-прежнему преобладают машины, с момента выпуска которых прошло более десятилетия. Согласно исследованию «Автостата», на долю машин старше 12 лет приходится 14,85 миллионов - около 43,6% от числа зарегистрированных.
Сравнительно новых машин, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, в России примерно 5,21 млн, что составляет чуть более 15% от общего количества.
Наиболее распространенной на российских дорогах остаются автомобили ВАЗ, которые составили 41,6% от общего числа зарегистрированных (более 14 млн автомобилей). Причем, если в предшествующие годы наблюдалось снижение их доли, составлявшей в середине 2009 и 2010 годов 42,1% и 41% соответственно, то сейчас наблюдается их увеличение.
Впрочем, из 1,9 млн новых автомобилей, реализованных в России в прошлом году, на «Лады» пришлось 517 147 штук. Во многом, спрос на них подстегнула государственная программа утилизации старых автомобилей - с государственной скидкой было продано 221,6 тысяч машин.
Всего на отечественные бренды приходится 57% парка (19,47 млн машин), однако количество иномарок неуклонно растет, и в ближайшие годы следует ожидать, что они перевесят отечественные бренды.
Так, к середине 2009 года их количество в России составляло 13 млн, через год возросло до 14,3 млн, а к началу 2011 года превысило 14,63 млн.
При этом наиболее автомобилизированным регионом России остается центральный федеральный округ (в нем числится 10,5 млн машин, или 29,5%), а самой популярной иномаркой - Toyota (2,85 млн машин). В пятерку наиболее распространенных в России легковых марок также входят «Волга» (более 1,5 млн автомобилей), «Москвич (1,41 млн) и Nissan (1,24 млн машин). Наименьшее количество машин зарегистрировано на Дальнем Востоке и Северном Кавказе (1,91 и 1,55 млн соответственно).
По словам заместителя директора "Автостата" Сергея Удалова, доля отечественных и иностранных брендов в автопарке России меняется крайне медленно. Кроме того, в ближайшие 5 лет разделение автомобилей на отечественные и иномарки станет в большей степени формальностью.
По автомобилизации населения, количество машин по отношению к числе жителей, Россия сейчас находится на уровне стран Восточной Европы и к развитым странам приблизится нескоро.
"Поскольку сейчас достаточно мало автомобилей списывается в утиль, порядка 3% в год, то за счет списания структура меняется незначительно - пояснил эксперт „Газете.Ru". - Что касается прибытия - из 2,4 млн автомобилей, которые, как ожидается, будут проданы в этом году, 25% будут отечественными. В дальнейшем, ориентировочно к 2015 году, будет сложно делить автомобили на российские и иностранные, поскольку на „АвтоВАЗе" к этому времени всё будет производиться на общих платформах с Renault-Nissan".
Автор: Михаил Лобачев
Все автомобильные новости