Россия готовится к буму яхтенного туризма. Недавно Госдума одобрила поправки, которые существенно упрощают доступ иностранных спортивных и прогулочных судов к российским внутренним водным путям. Первый шаг к развитию нового вида бизнеса сделан. Что ещё нужно предпринять для того, чтобы закон реально заработал, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Если раньше на получение всех необходимых разрешений на вход в российские воды уходило 3 месяца, то с принятием соответствующего закона власти надеются сократить этот срок до недели. Заработают поправки не раньше следующего года, поскольку требуется принятие ряда подзаконных актов. Но ещё годы понадобятся для того, чтобы раскрыть потенциал российского рынка. Пока он существенно сдерживается не только законодательством, но и отсутствием подходящей инфраструктуры.
«Нужно яхтсменам отдохнуть - они идут в марину или в яхт-клуб. Марина - это современная стоянка для яхт, предназначенная только для прогулочных судов, где есть рестораны, безопасная стоянка, возможность отремонтировать яхту. Такие марины начинают строиться в России, больше их пока в Москве, но, я думаю, они начнут строиться и там, где будут приниматься гости - Балтика, Санкт-Петербург, Чёрное море», - комментирует президент Российской яхтенной ассоциации Сергей Моисеев.
Кроме того, иностранным яхтсменам могут быть интересны маршруты по Приморью, Сибири и, конечно, Поволжью. Пока же места, готовые принимать иностранных туристов на яхтах, в России можно пересчитать по пальцам, констатирует директор компании Kater Life Михаил Петрига.
«Готовы крупные города - Петербург, Москва и города на Волге - Нижний Новгород, Тольятти. Даже маршрут движения из Санкт-Петербурга до Москвы не обеспечен промежуточными относительно дешёвыми стоянками и заправками. Нужны большие стояночные места. Дело даже не в инвестициях в материальные ценности, а в инвестициях в кадры, которые готовы принимать этот туризм. Таких кадров в России не существует. Есть только люди, которые занимаются продажей и сервисным обслуживанием судов. Их крайне мало, они сосредоточены в основном в крупных центрах», - сетует Петрига.
Впрочем, Сергей Моисеев из Российской яхтенной ассоциации не сомневается, что если российские водные просторы заинтересуют иностранцев, то бизнес сразу же отреагирует.
«Как правило, это всё частные инвестиции, соответственно, они вносятся тогда, когда есть спрос. Если законом был запрещён вход, то, естественно, никто не вкладывал и ничего не строил. И когда законодательство это позволит, я думаю, начнутся довольно мощные инвестиции в строительство яхт-клубов. Это очень выгодное дело, потому что заключаются годовые контракты на стоянки. Кроме того, когда яхта выходит, то они используются для гостей. То есть марина работает на 120-130%», - поясняет Моисеев.
Подтянуть российскую инфраструктуру до минимально приличного уровня, необходимого для развития яхтенного туризма, можно не менее чем за 5 лет, полагает Михаил Петрига из компании Kater Life. Но, учитывая специфику российских водных путей, одними частными инвестициями здесь не обойтись.
«После развала Советского Союза основные магистрали недостаточно обслуживались с точки зрения навигационного обеспечения. Нужно очень много делать новых карт, чистить глубины на подходах к яхт-клубам, городам - это работа не на один год», - говорит эксперт.
Пожелания бизнеса - принятие в регионах специальных целевых программ по развитию инфраструктуры водного транспорта. Ведь вкладывать в подобные объекты предприниматели предпочитают вместе с государством. Если оно пойдет навстречу, то развитие нового бизнеса даст российскому бюджету дополнительные сотни миллионов евро в год. Уже сейчас Всероссийская федерация парусного спорта получает в год примерно по 5 тысяч запросов из-за рубежа на проход по внутренним водным путям.
Все новости о путешествиях