Консорциум во главе с РЖД будет участовать в разработке монгольского месторождения в Таван-Толгое в пустыне Гоби. Но делить месторождение ему придется с китайскими и американскими компании. Главным рынком сбыта угля Таван-Толгоя будет Китай, который может помешать интересам России в регионе, предупреждают эксперты.
Монголия определила победителей тендера на разработку угольного месторождения Таван Толгой. Ими стали три группы зарубежных компаний, в том числе консорциум по главе с ОАО «РЖД», сообщается на сайте The New York Times. В консорциум также входит российская угольная компания «СУЭК» и партнеры из Южной Кореи (во главе с Korean Resources Corporation) и Японии (в том числе - Itochu и Sumitomo).
Два других победителя - крупнейший американский производитель угля Peabody Energy Corp и консорциум в составе китайской Shenhua и японской Mitsui & Co.
Когда решение будет принято окончательно и утверждено парламентом Монголии, три консорциума получат доступ к крупнейшему в мире неразведанному месторождению коксующегося угля.
Его запасы достигают 6,5 млрд тонн угля, а продуктивный период оценивается более чем в 30 лет с при производительности 15 миллионов тонн в год. Стоимость разработки западного блока месторождения, который и выставлялся на тендер, оценивается в $7,3 млрд.
<1>Доля, которую получит в проекте российская госмонополия, и условия инвестирования пока не оглашаются. В РЖД от комментариев отказались. Ранее компания объявляла о намерении вложить в проект $1,5 млрд.
На разработку месторождения было всего шесть претендентов. Кроме троих победителей в их число входили также бразильская Vale SA и швейцарская Xstrata PLC. Еще в апреле стало известно, что победителей может быть несколько. Гендиректор топливного департамента министерства природных ресурсов Монголии Эрденепурев Амарху заявил, что по итогам тендера из шести претендентов может быть отобрано более одного участника.
«Выбор претендентов нас не удивил. Монголия пытается сбалансировать геополитическое влияние соседних стран: не попасть в чрезмерную зависимость от Китая и найти экспортные рынки в России, Корее и Японии»,
- считает Хелен Лау из UOB-Kay Hian. «Но главным потребителем угля Таван -Толгоя в любом случае будет Китай, который продолжает наращивать выплавку стали. РЖД интересно монголам в основном для строительства инфраструктуры - ветки железной дороги к месторождению», - говорит руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин.
<2>Одно из требований к участникам конкурса - строительство 400-километровой железнодорожной линии с колеей 1520 мм (российского стандарта) от Таван - Толгоя до города Сайшанд с примыканием к существующей сети Улан-Баторской железной дороги (УБЖД), что предполагает доставку монгольского угля потребителям как в Китай, так и в другие страны. Помимо строительства новой линии, консорциум во главе с РЖД предложил модернизацию УБЖД, без развития пропускных способностей которой невозможно осуществлять вывоз угля из Монголии. Кроме того, заявка предусматривает использование портовых мощностей СУЭКа на Дальнем Востоке.
Тем не менее, существует риск, что китайцы могут самостоятельно построить железную дорогу от месторождения до КНР, тогда степень участия российского консорциума в разработке месторождения будет под вопросом, предупреждают эксперты.
На тендер выставлена лишь часть месторождения. В июле прошлого года парламент Монголии утвердил программу, согласно которой месторождение разделено на два сектора: западный и восточный. Лицензией на разработку восточной части будет владеть компания Erdenes-Tavantolgoi, 50% в которой останется у государства, а еще 50% будет продано. Из них 10% раздадут гражданам Монголии, 10% продадут на внутренних аукционах, а еще 30% - на бирже. Как рассказывал в начале года гендиректор Erdenes-Tavantolgoi Энебиш Баасангомбо, площадкой для размещения будет либо Гонконг, либо Лондон.
Конъюнктура, как для для развития угольных проектов, так и для размещения, сейчас благоприятна: с марта 2009 года уголь подорожал с 54 до 120 долларов за тонну.
Автор: Ольга Алексеева
Все автомобильные новости