Несмотря на значительное снижение цены горючего, с сентября 2008 года крупнейшие авиакомпании в России увеличили пассажирские тарифы на 30 - 300% и более. По мнению Федеральной антимонопольной службы, огласившей вчера итоги исследования рынка авиаперевозок, высокая стоимость билетов обусловлена неразвитостью конкуренции.
По оценкам ФАС, около 90% внутренних воздушных линий обслуживаются одним или двумя перевозчиками. Выход на линию новой авиакомпании приводит к конкуренции и снижению тарифов в среднем до 30%. При этом компании поддерживают высокую стоимость билетов несмотря на неполную загрузку самолетов. При этом совокупный спрос на услуги воздушных перевозок остается неудовлетворенным, в первую очередь из-за завышенных цен.
По словам заместителя руководителя антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, наибольшее воздействие на формирование тарифа оказывает стоимость авиатоплива. В 2008-2010 годах цены на керосин в разных аэропортах уменьшились в 1,5 раза по сравнению с максимумом в период кризиса, а доля топлива в затратах авиакомпаний снизилась с 40-45 до 24%. «Однако это не привело к снижению цен на авиабилеты», - констатирует Анатолий Голомолзин.
В то же время эксперты считают ситуацию не такой однозначной: «На многих региональных линиях уровень платежеспособного спроса не позволяет работать нескольким авиакомпаниям, - поясняет главный редактор профильного авиажурнала "Линия полета" Роман Захаров. - Зачастую даже при сверхвысоких тарифах перевозки по отдельным маршрутам остаются убыточными. Например, сейчас по линии Москва-Псков работает одна авиакомпания, и она дотируется из областного бюджета. Если еще один перевозчик попробует создать конкуренцию - оба разорятся. Кроме того, надо контролировать диктат аэропортов. В частности, ситуация в Северной столице серьезно улучшилась после разделения ФГУАП "Пулково" на аэропорт и перевозчика - ГТК "Россия". Сразу же в Санкт-Петербург открыли линии многие авиакомпании, как отечественные, так и зарубежные».
ФАС поручила своим территориальным управлениям провести проверку обоснованности тарифов авиакомпаний на маршрутах, на которых выявлен рост тарифов, и при установлении признаков нарушений антимонопольного законодательства принять соответствующие меры реагирования.
Индекс цен российских потребительских товаров