Относительное благополучие автокомпаний, основанное на росте развивающихся рынков, которые компенсируют застой в Европе и Америке, не бесконечно. Рост китайского авторынка замедляется, за ним могут последовать и другие страны, однако альтернативы для путей развития нет: мест, где все еще нуждаются в большом количестве автомобилей и могут за них заплатить, осталось немного.
Несмотря на продолжающийся подъем в мировом автопроме, руководство крупных автокомпаний заявляет об увеличении рисков для своего бизнеса. Ведь в последние годы, когда в Европе и Америке разразился финансовый кризис, для преодоления которого были запущены государственные программы утилизации автохлама, более трех четвертей прироста продаж автомобилей обеспечивал Китай и другие развивающиеся страны.
С ростом инфляции и насыщением рынка спрос на автомобили там замедляется. Китайские власти уже сейчас относятся к новым проектам в автоиндустрии с осторожностью, опасаясь в будущем избытка производственных мощностей.
Пример тому - запрет на покупку марки Hummer производителем сельхозтехники из провинции Сычуань и многострадальный Saab, ищущий спасения с очередными китайскими потенциальными инвесторами, который разрешения на строительство завода, тем не менее, пока не добился.
В Европе и США с продажами новых автомобилей и сейчас стабильно-прохладно: за пять месяцев 2011 года продано на 0,8% автомобилей меньше, чем за то же время в 2010-м. В США в мае продажи снизились на 4% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
Рост в Поднебесной продолжается, но и там он не бесконечен. Если в начале года китайские власти объявили об искусственных ограничениях на прирост автопарка, прежде всего в крупных городах, то сейчас ожидается, что к спаду продаж машин может привести рекордная за полтора года инфляция, которая, по прогнозам, достигнет своего пика в середине лета.
Глава Daimler AG Дитер Цетше, выступая на этой неделе в Нью-Йорке, заявил, что, несмотря на в целом позитивные планы развития, «появляются облака на голубом небе».
По словам топ-менеджера немецкой компании, количество тяжелых событий в последние месяцы, в том числе землетрясение в Японии, волнения в арабском мире и по-прежнему вялый рост экономики в США означают, что риски увеличились.
«Я хотел бы видеть очень маленькую вероятность для бури, однако это не является невозможным. Но нашим основным и наиболее вероятным сценарием является продолжение позитивного развития мировой экономики», - цитирует его Reuters.
В Китае в первые три месяца нынешнего года рост спроса на продукцию Mercedes составлял 82%, а в мае замедлился до 43%.
О влиянии инфляции на рынки развивающихся стран говорят и другие автопроизводители. Так, гендиректор японского Suzuki Осаму Сузуки признал, что рост цен в Индии может ослабить продажи популярных малолитражек ниже прогнозных значений. Если ранее компания предполагала, что спрос вырастет на 13%, то сейчас и 5% были бы хорошим результатом.
Однако выбора у автокомпаний не остается - на рост продаж и большие прибыли они могут рассчитывать только в странах, где автомобилизация населения пока не высока, а рынок ненасыщен.
По прогнозам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, к 2016 году наибольший рост автопроизводства ожидается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. На Китай придется 28% вклада в рост мирового автопрома, 10% на Индию и 5% на Таиланд. Еще 15% от ожидаемого роста придется на долю США, 11% обеспечит Евросоюз, 5% Бразилия. России эксперты отводят 6% вклад. По производству автомобилей страны с быстроразвивающимися рынками могут опередить развитые уже в 2011 году, и далее разрыв между ними будет нарастать.
А еще компаниям приходится заполнять своей продукцией всё новые ниши рынка, стремясь успеть везде. Отсюда и перспективные компактные переднеприводные BMW, и раздвоение модельной линейки Citroen, и спешный вывод на глобальный рынок нового поколения прежде сугубо американского седана Chevrolet Malibu, и создание бюджетных седанов для развивающихся стран, которое уже осуществили или вплотную к этому подошли все уважающие себя мировые игроки.
Но помимо сугубо экономических опасностей, на пути могут возникнуть и совершенно новые угрозы, что доказало землетрясение в Японии. Теперь, помимо прогнозируемого экспертами спада мирового автопрома на 30%, это обернулось еще и необходимостью подстраховывать производственный процесс.
Теперь автокомпании и их поставщики, столкнувшиеся со сбоями в производственных цепочках по всему миру, будут вынуждены дублировать свои компонентные заводы. Такую практику планирует внедрить Nissan, который потребует от поставщиков производства ключевых компонентов минимум на двух заводах, что приведет к увеличению затрат. Уже сейчас японские корпорации планируют на следующий год крупные затраты. Nissan предполагает, что снижение его прибыли в текущем финансовом году составит порядка 15%, Toyota заявила о 30-процентных потерях, а Honda, уже сейчас говорит о 64%.
Автор: Михаил Лобачев.
Все автомобильные новости