Китай, как и прежде, продолжает радовать экономистов сильными статданными. Промышленное производство и ВВП растут с двузначными темпами, однако, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», обратной стороной быстрого роста является нарастающий дисбаланс. Одним из аспектов разбалансированности роста в Китае является рост инфляции.
В последние годы Китайская экономика, по праву считается одним из драйверов мирового экономического роста. Темпы роста ВВП Китая в 2010 году составили 10.3%, промышленного производства - 15.7%. В начале 2011 года позитивные тенденции продолжились. Так, в мае 2011 года, по данным Государственного статистического управления КНР, рост в промышленности составил 13.3%. При этом рост в производстве химического сырья и химической продукции был на уровне 13%, в общем машиностроении - 18.9%, в производстве телекоммуникационного оборудования и компьютеров и электронного оборудования - 11.4%. Высокие темпы роста китайской экономики сохраняются, несмотря на растущие цены на сырьевые ресурсы, и во многом вопреки попыткам властей охладить экономику страны путем ужесточения монетарной политики. Как долго будет продолжаться этот рост, и насколько высок потенциал дальнейшего развития китайской экономики - вопрос, который в последнее время является предметом пристального внимания. На этот счет существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Согласно первой, которой придерживаются главным образом экономисты, представляющие официальный Китай, экономика поднебесной продолжит свое устойчивое развитие, а те внутренние угрозы, которые сейчас существуют, будут нивелированы действиями властей. Согласно второй, быстрый рост китайской экономики привел к ее перегреву, что резко повышает вероятность кризиса.
По мнению экспертов «РИА-Аналитика», потенциал роста экономики Китая, безусловно, еще не исчерпан. По объему ВВП на душу населения Китай занимает 94 место в мире согласно рейтингу, подготовленному экспертами «РИА-Аналитика», что ниже России, которая занимает 52 место. Учитывая демографические особенности Китая, относительно невысокое значение показателя свидетельствует, скорее, не об отставании, а о большом и пока нереализованном потенциале дальнейшего развития.
Но на фоне казалось бы оптимистичной ситуации, в Китае в последнее время набирает обороты маховик инфляции. По итогам мая 2011 года цены выросли на 5.5% в годовом исчислении, что является максимумом за последние 34 месяца. Монетарные власти страны пытаются бороться с проблемой инфляционного давления - в середине июня в очередной раз была повышена норма банковского резервирования. С 20 июня 2011 года она составляет 21.5%, что является рекордным значением для Китая и своеобразным рекордом для всего мира. Например, в России нормы обязательного резервирования составляют 4-5.5% в зависимости от типа обязательств. Быстрая инфляция, конечно, во многом является следствием общего роста цен в мире (нефть и продовольствие сильно подорожали за последний год), однако монетарный фактор также играет свою роль в китайской экономике, причем, возможно, даже большую.
В настоящее время банковской системе Китая и в экономике страны в целом накопился большой объем избыточной ликвидности. Это является следствием занижения собственного курса национальной валюты и соответственно роста золотовалютных резервов - Китай скупает американскую валюту для поддержания курса юаня на выгодном для экспортеров уровне. В результате большой эмиссии денег в экономике Китая наблюдается довольно существенный рост денежной массы. По данным Народного банка Китая, реальный прирост объема денежной массы М2 в 2010 году значительно превысил прогнозируемый и достиг 19.7%.
Существенный избыток ликвидности приводит к тому, что на различных рынках китайской экономики наблюдается возникновение «пузырей». Еще недавно многими экспертами обсуждалась новость о том, что капитализация PetroChina на внутреннем закрытом для иностранцев сегменте фондового рынка превысила 1 трлн. долларов (абсолютный мировой рекорд за всю историю), а сейчас эта компания стоит чуть более 250 млрд долларов. Многие другие китайские компании также переоценены из-за бума частных инвестиций на фондовом рынке страны. В свою очередь, цены на недвижимость в Шанхае, Пекине и других бурно развивающихся городах бьют рекорды. Высокие цены на квадратные метры приводят к строительному буму - согласно данным Государственного статистического управления КНР, в январе-мае текущего года объем инвестиций в строительство увеличился на 34.6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Власти КНР принимают строгие меры по ограничению покупки жилья в целях сдерживания чрезмерно быстрого роста цен на него и контроля за спекуляциями на рынке, однако пока радикально остановить рост цен не удается. В условиях высокой инфляции население в большей степени предпочитает сберегать, нежели тратить, а одним из важнейших объектов личных инвестиций в Китае является именно недвижимость.
В совокупности накопившиеся пузыри в китайской экономике, и в особенности на рынке недвижимости, есть ни что иное как предпосылка для кризиса. Конечно, делать сейчас однозначные выводы о том, какова будет глубина возможного кризиса в Китае в результате перегрева экономики, вряд ли возможно. Экономика КНР как сама влияет на мировую экономику, так и сильно зависит от нее и, в частности - от американской.
Но ни одна экономика мира не может жить без кризисов - и китайская не исключение. Тем более, что она все более и более похожа по своей структуре на европейские или на американскую. При этом экономике поднебесной к текущему моменту уже накопилось немало противоречий, которые требуют разрешения, и весьма вероятно, что разрешиться они могут только в результате кризиса.
И для мировой экономики в целом и для России в частности было бы хорошо, чтобы кризис в Китае не совпал по времени с практически неизбежным кризисом в Европе, стимулятором которого являются долговые проблемы стран PIIGS. В противном случае остается только верить и надеяться, чтобы в этот период экономка США чувствовала себя устойчиво, так как одновременный кризис трех современных столпов мировой экономики пережить будет очень сложно.