Рынок подержанных машин неспокоен: иномарки растут в цене, а отечественные авто, напротив, падают. По мнению экспертов, эту тенденцию мы будем наблюдать все лето, но осенью ситуация в корне изменится.
В мае этого года цены на подержанные иномарки в России выросли на 6,4%. В то же время продукция национального автопрома на вторичном рынке подешевела на 7,3%. По данным суперавтомаркета «Формула 91», первую цифру можно объяснить сезонными факторами.
«Тенденция к удорожанию легковых иномарок с пробегом прослеживается в течение нескольких последних месяцев, - рассказывает "Труду" начальник отдела продаж "Формулы 91" Станислав Сердюк. - Дело в том, что весна - это традиционный период роста спроса и повышения цен на вторичном рынке. В мае темпы несколько замедлились, что говорит о постепенном возвращении рынка к равновесному состоянию».
А вот цены на отечественные автомобили с пробегом, вероятно, будут падать и дальше. Особенно подешевели некоторые модели «АвтоВАЗа» (21099 и 21102). Их стоимость за минувшие пять лет упала более чем на 30%.
«Эти авто резко падают в цене, поскольку их производство было прекращено еще в 2005 году, - продолжает Сердюк. - Рынок не пополняется новыми машинами, модели в целом стареют, и снижение их средней стоимости теперь станет нормальным и постоянным явлением».
Иномарки больше дорожать не будут
По мнению аналитиков, с покупкой подержанной иномарки лучше всего подождать до осени. Именно тогда ожидается снижение их стоимости.
«Действительно, весной и летом наблюдается рост цен на подержанные иномарки, - объясняет аналитик холдинга "Финам" Алексей Захаров. - В это время люди собираются на дачу и, как правило, покупают себе машины, которые не жалко "убить". Продавцы это знают и поднимают цены».
Как отметил Захаров, осенью цены вернутся на прежний уровень или даже упадут. На рынке появились доступные иномарки, новые модели которых конкурируют по цене с подержанными авто. Например, Hyundai Solaris или модель Kia, которая будет представлена следующей осенью.
«Симпатии покупателей на стороне этих автомобилей. Заводы даже не успевают обеспечить ими всех желающих», - подчеркнул эксперт.
Отечественные авто дешевеют на 15% в год
Как выяснили специалисты аналитического агентства autoscore.ru, российские подержанные авто в среднем падают в цене в год на 7,1-14,6%. Этот показатель выше, чем у иномарок среднего ценового сегмента, но ниже, чем у топовых моделей BMW и Mercedes.
На размер падения стоимости влияют как объективные факторы (надежность машины, распространенность, цена ремонта), так и субъективные (популярность модели, ожидания продавцов и покупателей, отношение целевой аудитории к подержанным автомобилям).
В агентстве также отмечают рекордные падения продукции «АвтоВАЗа».
«"Мерседесы" дешевеют из-за потери престижа и смены целевой аудитории, а вот стоимость ВАЗа уменьшает, скорее всего, низкий спрос при большом предложении», - считают эксперты autoscore.ru.
Также значительно теряет в цене Lada Priora (7,8% в год, 33,2% за пять лет) и Kalina (10,2% в год, 41,7% за пять лет).
Стоит отметить, что цены на новые автомобили «АвтоВАЗа», напротив, растут. Только за июнь их стоимость поднялась на 1%. А за пять месяцев текущего года цена на металл и комплектующие для «АвтоВАЗа» выросли на 15% и 6% соответст-венно. Но, несмотря на такую тенденцию, покупатели все равно находятся. В 2010 году «АвтоВАЗ» увеличил объемы продаж в России и на экспортных рынках на 48,9% по сравнению с 2009-м.
Факторы влияния
«На цены влияет громадное количество факторов, предсказать их появление и взаимное влияние почти невозможно, - рассказывает "Труду" ведущий эконометрик autoscore.ru Антон Скобин. - Например, сделает мэр Москвы платный въезд в пределы Садового кольца - и цены на старые и дешевые машины в Москве чуть-чуть упадут. С отменой техосмотра они же могут немного вырасти».
По словам Скобина, на вторичном рынке действуют четыре типа контрагентов, которые определяют климат в сфере. К первому типу относятся те, кто хочет продать машину быстро, они вовсю поднимают цены. Ко второму - те, кто продает машину не спеша. Они стабилизируют цены. К третьему - те, кто покупает машину быстро. Поскольку они соглашаются на условия продавца, то в целом повышают цены. Четвертый тип - те, кто покупает машину не спеша. Они сбивают цены.
Получается, что в целом уровень цен зависит от количественного соотношения этих групп. Если на рынке быстрые продавцы и медленные покупатели, цены резко снижаются. Но это кризисная ситуация. Если продавцы медленные, а покупатели быстрые, цены стремятся вверх. Какие продавцы и покупатели будут преобладать в дальнейшем, предсказать невозможно.
Цены
54,6% на столько упала цена на подержанный автомобиль ВАЗ-2108 за пять лет
14,6% составило падение стоимости этой модели только за последний год
20% на столько в год уменьшается стоимость топовых автомобилей BMW и Mercedes
7% на столько за год уменьшается цена автомобилей класса Daewoo Nexia
15% в год теряют отечественные автомобили с пробегом 234 тыс. рублей будет стои-ть в следующем году подержанная Lada Priora 2008 года выпуска
149 тыс. рублей будет стоить в следующем году подержанная Lada Kalina 2005 года выпуска
200 тыс. рублей в следующем году попросят за б/у ВАЗ-2112, выпущенный в 2009 году
43 тыс. рублей максимум будет стоить через пять лет б/у ВАЗ-2108, выпущенный в 2001 году
Все автомобильные новости