На Венецианском фестивале показали фильм-сюрприз. По традиции, заранее оглашается вся программа фестиваля, кроме одного фильма. О том, что это за фильм, публика, жюри и пресса узнают непосредственно перед показом. Впрочем, все подробности мы прямо сейчас узнаем в эфире радио «Вести ФМ» у нашего кинообозревателя Антона Долина.
Сегодня вечером будет официальный показ этого фильма. И пресса уже все узнала, что это за картина. Я думаю, что это картина, которая имеет все шансы спутать карты в фестивальном раскладе, и получить один из главных призов, если не самый главный. Один раз такое уже случалось в Венеции в 2006 году, президентом жюри тогда была Катрин Денев , и фильм китайского режиссера показали неожиданно для всех, многие просто не пошли его смотреть. В результате главный приз - «Золотой лев».
Сейчас опять фильм режиссера новейшей волны, русским зрителям он не знаком, и это неудивительно, потому что он - документалист. Один из его фильмов длится три часа, другой - восемь часов, а есть и 14-часовой фильм. Говорят, что он делает совершенно невероятные фильмы, я не смотрел. Но посмотрев его игровой дебют - он впервые сделал художественное кино, - я под колоссальным впечатлением.
Фильм называется «Канал», а режиссера зовут Ван Бин. Он сделал фильм, совершенно реальную историю о перевоспитании китайских интеллектуалов в 1970 году в качестве одного из результатов культурной революции. По сути дела, это история китайского ГУЛАГа, никак иначе это не назовешь. Несмотря на отсутствие блатных, избивающих интеллигенцию, на отсутствие конвоя, расстреливающего за шаг влево или вправо, тем не менее, это чудовищный голод, нищета, ужас. Люди умирают сотнями. Бывшие инженеры или профессоры пытаются кайловой лопатой копать бессмысленную канаву, ловят в пустыне крыс, собирают какие-то семена, пытаются варить из них какую-то похлебку, поскольку еды не хватает, а иногда она кончается вовсе.
Это выглядит почти как документальное кино. Я знаю, что режиссер провел несколько лет, готовясь к фильму и общаясь с теми людьми, которые все это перенесли и остались в живых. Они участвовали в съемках и в работе над фильмом. Фильм производит мощное впечатление, и огромное количество людей выбегали из залов, закрывая лицо руками, не в состоянии смотреть на то, что там показывали. Хотя, в основном, это были вещи житейские, но очень страшные, показанные с документальной точностью.
Мне кажется, что гламурная картинка Венецианского кинофестиваля со всякими звездами, красотами очень сильно контрастирует с этой жесткой и бескомпромиссной картиной. И мне не представляется, насколько Квентин Тарантино, председатель жюри, способен оценивать подобные работы, развлекательное кино ему гораздо ближе. Но, я думаю, что отрицать силу и мощь этого фильма он не сможет. Так что фильм «Канал» можно включать в число претендентов на Венецианских львов, он среди конкурентов российского фильма «Овсянки», который до сих пор находится в тройке лидеров.
О главных кинопремьерах осени читайте на Афише@Mail.Ru