В подготовке технических специалистов в Новосибирской области будут учитывать рыночные тенденции и требования работодателей.
В понедельник, на заседании президиума правительства Новосибирской области, была принята целевая региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы. В июле должен стартовать этап подготовительных мероприятий, а реализация основных мероприятий программы начнется в 2012 году. Это, без преувеличения, станет первой серьезной попыткой решить в регионе проблему недостатка квалифицированных кадров на производстве за последние 20 лет.
Работодателю - по потребностям
В экономике Новосибирской области с начала 90-х годов произошли кардинальные изменения. Поменялась ее отраслевая структура, выросла доля сектора услуг. Между тем сфера профессионального образования за этими изменениями всегда следовала с заметным отставанием - с развалом промышленности училища продолжали исправно выпускать тысячи токарей, слесарей и фрезеровщиков, сегодня учат на менеджеров, экономистов, рекламистов и специалистов по связям с общественностью. Связи с предприятиями у образовательных учреждений в большинстве своем разорваны, фактически прекратились инвестиции в развитие учебно-материальной базы. Техникумы и училища готовят сегодня специалистов непонятно для кого, потому что перечень реализуемых профессиональных образовательных программ совершенно не соответствует запросам предприятий и организаций.
Между тем, сегодня совершенно не подкреплено необходимыми кадровыми ресурсами провозглашаемое в Новосибирской области развитие направления высокотехнологичных производств. Основными направлениями экономики становятся силовая электроника, электро- и энергомашиностроение, транспорт и логистика, информационные технологии, строительство, приборостроение, биомедицинские технологии, топливно-энергетический и металлургический комплексы. Но квалифицированных специалистов для этих отраслей у нас не готовится, или готовится крайне мало. Причина того - разброд и шатание в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования.
Собрать эту систему воедино, а точнее, сложить ее по-новому, в работоспособную в нынешних условиях структуру, призвана комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 - 2015 годы. Разработчики из областного министерства труда обозначают несколько проблем в сфере профтехобразования, и индикаторов эффективности их преодоления.
Например, существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки в области отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов. Значит - требуется изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда. В результате доля выпускников образовательных учреждений, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска, должна быть не менее 80%.
Существует также проблема перенасыщенности образовательными учреждениями и их недозагруженности учащимися на фоне демографического спада. Это является в конечном итоге причиной низкой эффективности бюджетных расходов - фактически сегодня в Новосибирской области учреждения сферы профтехобразования загружены в среднем только на 65%. Нужна структурная перестройка системы профессионального образования, чтобы доля образовательных учреждений, реализующих инновационные, а также интегрированные многоуровневые образовательные программы, составила по региону не менее 50%. Численность взрослого населения, прошедшего профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации на базе ресурсных центров, должна составить к 2015 году не менее 11 тыс человек.
Также огромной проблемой является устаревшая материально-техническая база большинства образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования. Износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 59 из 65 учреждений НПО и СПО, подведомственных минтруда Новосибирской области. Это не позволяет готовить кадры, удовлетворяющие потребностям экономики области.
Регионы делятся опытом
Безусловно, проблемы профтехобразования в Новосибирской области не уникальны. Точно такие же они и в других регионах, и везде ищут свои пути решения наболевшей проблемы.
На прошлой неделе в Чите прошло заседание координационного совета по труду и занятости населения Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Его главной темой стала практика работы органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению занятости выпускников учреждений профессионального образования.
По словам министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игоря Шмидта, в целом во всей Сибири около тысячи образовательных учреждений начального, среднего и высшего профтехобразования, которые в 2011 году выпускают - и уже выпустили - 187 тыс молодых рабочих и специалистов. Из них около 10,4% имеют риск не устроиться на работу по специальности по самым разным причинам. Причем среди получивших высшее техническое образование оказаться не трудоустроенными могут 14%. Понятно, что выполнить задачу трудоустойства огромной армии выпускников в отрыве от потребностей рынка невозможно.
- Настало время, когда должен решаться вопрос реальной обеспеченности трудовыми ресурсами на каждой конкретной территории. Поэтому, как бы не было больно, нам придется в системе как начального, так и среднего профтеобразования, резать по живому - сокращать количество профессий для более целенаправленной, отраслевой подготовки кадров, - говорит Равиль Гениатулин.
Забайкальский край, как и многие другие субъекты Сибири, включился в федеральную целевую программу по модернизации профтехобразования. Опыт края тем более интересен, что процесс этот пошел там еще три года назад - регион был выбран в качестве пилотного по вышеназванной программе модернизации. И за это время немало сделано.
- У нас открылись, в частности, специальные ресурсные центры по подготовке технических специалистов, созданные по отраслевому признаку, - рассказывает губернатор Забайкалья. - Сегодня их четыре, они готовят кадры для железной дороги, горнорудного дела (в Краснокаменске, где добывают уран, установлено такое же точно оборудование, что используется при его добыче в шахтах), в Приаргунске открыт аграрный ресурсный центр, и в Чите - центр, который готовит специалистов для сферы ЖКХ. За три года эти учреждения выпустили около 6 тыс квалифицированных специалистов.
На очереди, по его словам, открытие еще одного аграрного центра, и учреждения по подготовке специалистов в сфере строительства - бетонщиков, отделочников, плиточников, каменщиков.
- Найти сегодня каменщика-россиянина - это большая проблема, в основном в этой области задействованы гастарбайтеры из Китая, - говорит Равиль Гениатулин. - Но ведь скоро нас ждет дефицит и китайских рабочих рук, их стоимость постоянно растет. Дальше наступит точка, когда мы просто остановимся, и своих кадров не будет, и чужие будут дорогие.
В Красноярском крае, по словам руководителя краевого агентства труда и занятости населения Виктора Новикова, упор сделан на подготовку специалистов в области нефтепереработки, транспорта, добычи полезных ископаемых - по этим профилям в крае уже создано 6 ресурсных центров. В ближайшее время будет открыто еще 20. - Мы проводили встречи с ректорами технических вузов, и, руководствуясь имеющейся статистикой востребованных профессий, рекомендовали им сократить набор на непрофильные для них специальности - экономика, менеджмент, реклама, связи с общественностью, - говорит он. - Вторая проблема - руководители предприятий предъявляют сегодня высокие требования к качеству подготовки специалистов. Опрос работодателей показал, что уровень подготовки выпускников не соответствует их потребностям. Поэтому им приходится проходить переподготовку. Но пожелания работодателей мы теперь будем отслеживать и приводить систему технического образования в соответствие с ними.
Регион меняет профессии
«Правительство области ставит перед собой весьма амбициозную задачу - создать такую систему подготовки, которая в течение многих десятилетий обеспечивала бы экономику области рабочими кадрами самого современного уровня квалификации», - подчеркнул губернатор Новосибирской области Василий Юрченко в ходе обсуждения проекта реформирования системы профессионального образования.
Принятая программа действительно поражает своей масштабностью. Объем финансирования ее мероприятий составит около 1,5 млрд рублей в течение 5 лет. Вместе с большими финансовыми вложениями в модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, программа предполагает и структурную реорганизацию. На селе планируется создать межрайонные комплексные центры профессиональной подготовки, в Новосибирске - отраслевые центры, в которых квалифицированные кадры будут готовиться под потребность того или иного предприятия. При этом важным условием является обучение именно на том оборудовании, на котором выпускникам предстоит работать впоследствии на производстве.
Например, один из ресурсных центров подготовки специалистов будет создан на базе техникума металлургии и машиностроения им. Покрышкина. Он станет базовым для предприятий Ленинского района, соответственно, и готовить там будут специалистов в области металлургии и металлообработки, на самом современном оборудовании.
- Мы это можем сделать только на принципах партнерства с промышленными предприятиями, - говорит Игорь Шмидт. - Если мы хотим начать подготовку на новом оборудовании, тогда мы должны объединяться, чтобы общими усилиями готовить квалифицированные кадры. И начинать будем с базовых центров.
Сокращение дублирующих образовательных учреждений и открытие специальных ресурсных центров поможет решить вопрос материальной базы технического обучения. В каждом образовательном учреждении не создашь современную учебную базу. Предполагается, что за счет оптимизации регион будет экономить на содержании системы профтехобразования около 100 млн рублей. Их и направят на покупку современного учебного оборудования и оснащение базовых площадок.
Время, когда система профессионального образования выполняла социальную функцию - другими словами, выполняла задачу занять неблагополучных подростков и юношей, - уходит в прошлое. Сейчас начальное и среднее профессиональное образование должно ориентироваться на потребности рынка труда и на спрос работодателей.