Первая Уральская индустриальная биеннале современного искусства начинается в Екатеринбурге в этот четверг. Событие продлится целый месяц и наверняка привлечет к уральской столице внимание со стороны общественности, культурных деятелей и архитекторов. Программа специальных проектов пройдет на территории крупных действующих и приостановленных промышленных предприятий Екатеринбурга.
ЕКАТЕРИНБУРГ . 6 сентября. Первая Уральская индустриальная биеннале современного искусства начинается в Екатеринбурге на этой неделе - 9 сентября.
Урал и его столица, город Екатеринбург, - сверхиндустриализированный регион, центр металлургического и машиностроительного производства, совершенный продукт советской модернизации 1920-х - 1930-х годов. Сегодня он во многом переориентируется и находится в поиске иных путей развития, новых интернациональных связей внутри глобальной экономики, новой системы ценностей, в которой искусство начинает играть одну из важнейших ролей.
Задача новой биеннале - сделать эти процессы очевидными, осмыслить их и показать, что современное искусство может быть не просто новой игрушкой для элит, новым дорогим товаром, декоративной ширмой, прикрывающей нерешенные проблемы, - сообщили АПИ в Екатеринбургском филиале Государственного центра современного искусства.
Искусство может помочь осмыслить прошлую и настоящую модернизацию в России, критически взглянуть на сегодняшние социальные процессы, способствовать объединению общества. Современное искусство может помочь интеграции региона - а значит, и России в целом - в контекст совершенно нового мира, каким он стал в момент кризиса конца 2000-х годов, - мира, стремящегося к более справедливому распределению ресурсов, в том числе и творческих. Биеннале также призвана включить советскую историю и ее индустриальные и художественные памятники в контекст современного искусства, которое понимает себя в качестве производства смыслов. Современное искусство должно прийти на Урал не как набор предметов, а как определенный образ мышления.
Биеннале - это временная художественная фабрика внутри старой индустриальной фабрики. Что означало быть ударником в советское время, что это значит сегодня? Что значит - производить искусство по заказу сверхбыстрой модернизации? Каковы были ключевые проблемы изображения индустриального труда рабочих, и почему так трудно сегодня создать реалистический образ «креативной индустрии», после того, как утопическая риторика пролетарского труда утратила свою силу? Кураторы биеннале хотят показать, как в Екатеринбурге и вообще в современном мире индустриальный и нематериальный труд переплетаются между собой, и открыть вопрос об интернациональном будущем, использовав пока не задействованный потенциал лучшего в локальном прошлом.
Основной проект биеннале разместится в конструктивистском здании типографии «Уральский рабочий» (она же Дом печати, архитектор Г.А. Голубев, 1929 - 1930 года постройки). В нем примут участие российские и зарубежные художники, в том числе авторы из Бразилии, Германии, Голландии, Израиля, Индии, Ливана, Литвы, Китая, Перу, Польши, Румынии, США, Украины. Концепция проекта предполагает особое внимание к способу производства произведений: они будут воспроизведены на месте по инструкциям автора, переданы по почте, электронным средствам коммуникации, взяты из архивов Интернета, реконструированы, тиражированы. В этот процесс будут вовлечены местные художники и волонтеры.
На биеннале будут показаны как уже известные, ставшие классическими произведения (видеоинсталляция немецкого кинематографиста Харуна Фароки «Выход рабочих с фабрики»), так и новые работы, специально сделанные для Екатеринбурга (перформанс Ильи и Эмилии Кабаковых, исследовательская инсталляция группы «Синие Носы», знаменующая совершенно новый период в их работе).
Программа специальных проектов пройдет на территории крупных действующих и приостановленных промышленных предприятий Екатеринбурга, являющихся исторически важными архитектурными и промышленными объектами: на Верх-Исетском металлургическом заводе, одном из первых заводов города; на Уралмаше - Уральском заводе тяжёлого машиностроения, промышленном гиганте советского периода; в историческом здании Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов и на территории Свердловского камвольного комбината. Oбщая площадь выставочных пространств составит более 40 тысяч квадратных метров.
Пространство заводов, в котором объекты современного искусства будут соседствовать с действующими технологическими цепочками и работающими людьми, само станет объектом художественного производства, подчиненного самым различным целям - критическим, поэтическим, социальным.
Ряд проектов будет создаваться специально для Екатеринбурга и будет основан на истории заводских пространств и ее культурной рецепции. Так, цех №1 Уралмашзавода является действующим звеном производственной цепи, и в то же время в нем сохранились работы художника, которые впервые обретут музейный статус только в рамках биеннале. В специальных проектах биеннале примут участие художники из России, Великобритании, Испании, Германии, Мексики, США, Франции, Финляндии, Швеции.
В рамках биеннале пройдет международный симпозиум, посвященный осмыслению индустриального прошлого и постиндустриального настоящего с точки зрения философии, социологии, искусства.
Параллельная программа биеннале пройдет до ноября в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Невьянске: музеи, галереи и библиотеки организуют тематические выставки.
После завершения биеннале несколько произведений из числа специальных проектов останутся в Екатеринбурге, в промышленных районах города. Запланированные на 2012 и 2014 год биеннале пройдут на действующих промышленных предприятиях в исторически сложившихся индустриальных центрах Уральского региона.