Все операции, которые проделаны по доставке, выгрузке и подъему панели - уникальны, аналогов им ранее не было
Строители мостового перехода через пролив Босфор Восточный приступили к широкомасштабной операции по монтажу главной металлической балки жесткости со стороны острова Русского. Первый 300-тонный блок рекордного в мировой практике 1104-метрового центрального пролета поднят и установлен в исходное монтажное положение на высоте 70 метров над уровнем моря, сообщает РИА PrimaMedia.
Особая сложность данного этапа работ заключается в том, что укрупненные на Находкинском судоремонтном заводе панели сначала доставляются на технологическую площадку на полуострове Назимова во Владивостоке, а затем массивные секции необходимо транспортировать с материка к месту монтажа по морю. Проводка тремя буксирами специально оборудованного понтона с 300-тонным блоком на борту через пролив Босфор Восточный и швартовка на острове Русском были проделаны с ювелирной точностью.
- Морских операций по перевозке панелей понтоном в России еще не проводилось, то есть впервые она осуществлена на строительстве мостового перехода через Босфор Восточный, - подчеркнул заместитель директора филиала «УСК МОСТ» во Владивостоке Игорь Фильков. - Под транспортное плавсредство нашими конструкторами и специалистами «НСРЗ» переоборудован плашкоут из-под бывшего плавкрана, имеющий большую грузоподъемность. Это позволило, условно говоря, поставить на него несколько железнодорожных вагонов: общий вес панели, аппарели и оборудования составляет порядка 700 тонн, при этом осадка понтона - 1,8 метра. Ведь в чем особенность подхода к строительной площадке в районе пилона М7 на острове Русском? С правой стороны у нас идет мелководье с глубинами от полутора до пяти-шести метров, и развернуться буксирам довольно тяжело. Условия в акватории тоже не самые простые - туман, создавалась определенная парусность при ветровых нагрузках. Но благодаря высочайшему профессионализму нашего лоцмана Валентина Сергиенко и слаженной работе капитанов буксиров и команды понтона, стыковка прошла на «отлично с плюсом». Мы сумели завести плавсредство в эту узкую гавань и попасть, как говорится, точка в точку.
Руководил всей уникальной операцией Валентин Сергиенко, моряк с более чем полувековым стажем. За плечами опытного «морского волка» 25 лет службы капитаном, 12 лет работы старшим лоцманом во Владивостоке и за рубежом, 10 сложнейших навигаций в Арктике! Теперь Валентин Васильевич переквалифицировался в мостостроители, став советником по вопросам морской безопасности в ОАО «УСК МОСТ».
- Специфика и особенности в маневрировании, безусловно, есть, тем более, что мы впервые позиционировали понтон в таких условиях. Но сама акватория знакома наизусть, и капитаны буксиров имеют достаточный опыт, поэтому самым сложным было не перейти пролив с перегруженным блоком, а «попасть» в узкий причал на острове Русском, - комментирует Валентин Сергиенко. - Причем, пришвартоваться настолько точно, чтобы зафиксировать понтон строго параллельно выкатным путям на причале и обеспечить соединение с береговой аппарелью. По такой технологии происходит выгрузка панелей. Точность стыковки действительно ювелирная - буквально 5 сантиметров, и все экипажи сработали грамотно и четко.
Подъем 300-тонной панели на высоту 70 метров осуществлен с помощью гусеничного крана Liebherr LR 11350. Всего подобных гигантов в мире не более двух десятков. Уникальная техника предназначена для решения сложнейших задач по подъему грузов на ограниченной территории. Могучий агрегат оснащен 66-метровой стрелой с управляемым гуськом длиной 36 метров и системой Superlift с противовесами 200 и 320 тонн. В максимальной конфигурации грузоподъемность крана составляет 1350 тонн, в комплектации на строительной площадке на острове Русском - свыше 400 тонн. Из пролета между опорой М8 и пилоном М7 будет выполнен подъем на проектную отметку десяти панелей главной металлической балки жесткости, а также монтажного агрегата для работы из акватории пролива.
- Первый блок центрального пролета моста со стороны острова Русского установлен в монтажное положение - это итог сложной многодневной работы. Все операции, которые проделаны по доставке, выгрузке и подъему панели - уникальны, аналогов им ранее не было, - отметил директор филиала «УСК МОСТ» во Владивостоке Алексей Баранов. - На строительной площадке применена схема, разработанная специалистами «Гипростроймост» - это сопряжение понтона с причалом посредством шарнирно-подвижных аппарелей, что позволило выкатывать панель с плавсредства на остров и подавать к месту монтажа. Расчетов сделано достаточно много, но главное было апробировать всю эту технологию на первом блоке. Надо отдать должное тем, кто спроектировал всю эту систему - она полностью себя оправдала. Все сработало четко, только что завершился монтаж первой панели, и мы сразу же идем за вторым блоком. Всегда самое главное сделать что-то впервые, а затем уже следует планомерная отработка технологии. Ее применение даст возможность не только провести первый этап монтажа центрального пролета в сжатые сроки, но и наработать определенный опыт по позиционированию плавсредсва при подъеме крупногабаритный панелей непосредственно с воды - из акватории пролива Босфор Восточный.