Сегодня заканчивается проходка основной штольни
Проходка основной штольни нового Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае завершается 3 июня, сообщили РИА AmurMedia в службе корпоративных коммуникаций ДВЖД. По окончанию проходки состоится мигинг и телемост с порталом Новороссийского тоннеля Краснодарского края.
В торжественных мероприятиях примут участие начальник ДВЖД Михаил Заиченко, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, заместитель полпреда РФ в ДФО Александр Полещук, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков, председатель Законодательной думы Хабаровского края Сергей Хохлов, руководители ОАО «Бамтоннельстрой» и другие почетные гости.
Тоннель был построен в годы Великой Отечественной войны с использованием труда японских военнопленных и по облегченным нормам; первые поезда пошли по нему в начале июля 1945 года. Тоннель получил свое название в честь начальника изыскательской партии А. П. Кузнецова, умершего в ходе строительства и похороненного рядом с тоннелем.
Построенный по нормам военного времени, в настоящее время действующий Кузнецовский тоннель не отвечает современным требованиям безопасности и требует капитального ремонта, поэтому здесь приходится ограничивать скорость движения поездов. Кроме того, крутой уклон не позволяет проводить на перегоне Оунэ - Высокогорная грузовые составы повышенного веса и длины. Чтобы ликвидировать «узкое» место, потребовалось проложить обходной участок железной дороги с новым тоннелем. Он сделает путь через Кузнецовский перевал более пологим, что позволит снять ограничения, поднять весовые нормы поездов и увеличит пропускную способность всей линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.
По состоянию на конец 2009 года тоннель находился в предаварийном состоянии. Значительный уклон дорожного полотна на перевальном участке вкупе с наличием большого количества кривых малого радиуса давал возможность проведения поездов массой не более 4 тыс. тонн с двумя трехсекционными тепловозами - одним впереди, а вторым, подталкивающим, - сзади. В 2008 году была начата реконструкция участка Оунэ - Высокогорная, в ходе которой планируется сократить его длину с 37,6 км до 24,9 км и построить новый тоннель, что позволит водить составы весом до 5,5 тыс. тонн.
По состоянию на середину мая 2010 года в ходе строительства, ведущегося компанией «Бамтоннельстрой», пройдена и обустраивается транспортно-дренажная штольня длиной 3911 м, также пройдено 1000 м нового тоннеля.
Строительство нового тоннеля позволит резко увеличить объем железнодорожных перевозок на Восточном БАМе направлением на Ванино и Советскую Гавань - с 12 млн тонн в 2009 году до 24 млн тонн к 2015 году. Общая стоимость проекта по реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, как ожидается, составит 59,8 млрд руб., из них 17,56 млрд руб. - средства инвестиционного фонда РФ, 42,3 млрд руб. - средства ОАО «РЖД». Завершение строительства планируется к 2013 году.