Ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту три космических аппарата «Глонасс-М». В орбитальную группировку они войдут, как 24-й, 25-й и 26-й спутники российской навигационной системы. Их дороге в космос предшествовала долгая земная жизнь. Создаются спутники в Сибири, в недавно ещё секретном городе Железногорск. Здесь одновременно, как говорят на предприятии, строят сразу до 50 аппаратов различного назначения.
В эти дни с космодрома Байконур ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту три космических аппарата «Глонасс-М». В орбитальную группировку они войдут как 24, 25 и 26 спутники российской глобальной навигационной системы.
«Всего для решения всей задачи необходимо иметь 24 спутника, но для того, чтобы обеспечить надёжную навигацию нужно, чтобы было в орбитальной группировке 30 спутников», - поясняет первый заместитель генерального конструктора и генерального директора ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва" Виктор Косенко.
Дорога в космос - финишная прямая. До вывода на орбиту - долгая земная жизнь. Создаются спутники «Глонасс» в Сибири в цехах некогда секретного предприятия «Информационные спутниковые системы» имени Решетнёва". Здесь одновременно строят сразу 50 аппаратов различного назначения. С применением самых современных технологий.
«Современный спутник связи, который мы готовим к запуску через два года, примерно на 80% по весовой компоненте состоит из композитов. Помимо того, что это более прочные материалы с заданными характеристиками, они еще радиационностойкие, и самое главное, они термостабильные», - говорит Николай Тестоедов , генеральный директор ОАО «ИСС» имени академика Решетнёва".
Современные космические аппараты - сплошные инновации. Из тонкой лески композиционного материала накручивают антенны для спутников. В постоянной борьбе за уменьшение веса такие детали - лучший выход. А это ещё одно ноу-хау - сотопанели. Чрезвычайно лёгкая, но прочная конструкция, выдерживает на себе немалый вес.
«В основе лежит правильный шестигранник, то, что применяют пчёлы, и за счёт правильного распределения нагрузки тонкий материал имеет большую прочность», - отмечает начальник цеха корпусных узлов космических аппаратов Евгений Патраев.
Толщина фольги - 20 микрон, из такого бруска растягивают панель размером до трёх метров. Получаются так называемые стенки спутника. На них крепят все кабели, разъёмы, платы и полезную нагрузку.
«А вот так эта боковая стенка закроется», - демонстрирует начальник технического бюро Василий Мокрицын.
Однако такой аппарат получается негерметичным. В этом и есть принципиальное отличие спутника «Глонасс-К» от предыдущего «Глонасс-М». Современному аппарату уже не страшен космос. Его начинка столь совершенна, что уже не боится ни космической пыли, ни вибраций.
- Испытания разрешаю. Сигнал нормальный?
Его трясут без остановки трое суток, а точнее 93 часа и 36 минут. Именно такое время аппарат будет в пути от Железногорска, где рождается, до космодрома, откуда отправится в космос. У нового перспективного навигационного аппарата «Глонасс-К» - контрольные испытания. Впереди у спутника ещё тестирование самолётом и бездорожьем.
«На случай войны, если не будет возможности доставить авиацией, повезут на машине, не на машине, так на поезде, поэтому отрабатывается на все случаи жизни», - объясняет такие нагрузки на спутник заместитель начальника отдела по наземной экспериментальной отработке Вячеслав Куприн.
Кажется, что спутники строят люди всех профессий. Химики наносят гальваническое покрытие на микросхемы. Механики сверлят свыше тысячи отверстий за минуту, электрики паяют платы. Работают над спутником даже швеи, что создают теплоизоляцию для спутника. У нового спутника она особая - жёлтая специальная светоотражающая фольга. Как выяснилось, она лучше справляется с перепадами температур в космосе.
«Для нас спутники как младенцы, мы шьём для них одежду. Ощущение такое, что одеваем ребёнка, - признаётся швея теплоизоляции космических аппаратов Ирина Васильева.
Так от испытания к испытанию на смену спутникам второго поколения "Глонасс-М" пришли новые - "Глонасс-К". На орбите одни аппараты постепенно сменятся другими, более современными. Глобальная космическая модернизация.
Карта звездного неба