А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Представители белорусского бизнеса крайне тяжело переживают валютный кризис. Обязательство продавать валютную выручку по официальному валютному курсу, который существенно занижен, упавшие объемы продаж и полное отсутствие диалога государства с бизнесом - все это, по утверждению предпринимателей, может грозить белорусскому бизнесу полным разорением.
В понедельник Нацбанк Белоруссии (НББ) объявил о девальвации официального обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам. Со вторника один доллар по официальному курсу стоит 4930 белорусских рублей, тем самым стоимость нацвалюты снизилась на 56% по сравнению с курсом на 23 мая - 3194 белорусских рубля за доллар. Между тем на внебиржевом рынке курс достигает порой 8,3-8,4 тысячи белорусских рублей за доллар.
Большинство магазинов в Минске готовятся повышать цены, цены на бензины в среднем взлетели уже на 20%, в обменниках в продаже нет никакой валюты. Рабочие некоторых белорусских предприятий устраивают акции протеста.
Ограничения
Для белорусского бизнеса главной заботой стало то, что с 24 мая Нацбанк вернулся к ранее действовавшей пятилетней практике ограничений уровня курса купли-продажи инвалюты на внебиржевом рынке и рынке наличной инвалюты в пределах 2% от официального курса белорусского рубля.
Такое ограничение привело к тому, что межбанковский и внебиржевой рынки во вторник не работают, и белорусский бизнес не может купить валюту.
«Сегодня мы не имеем никакой возможности купить валюту, это 2%-ое ограничение остановило желание экспортеров продавать валюту с отклонениями от официального курса Нацбанка, - говорит газете ВЗГЛЯД председатель белорусской автомобильной ассоциации БАА и директор генерального импортера VW в Белоруссии "Атлант-М" Сергей Михневич. - Сегодня весь рынок застыл в ожидании, что же будет дальше».
По его мнению, если ограничительные меры будут действовать и дальше, то «ничего хорошего ни для экономики, ни для частного бизнеса, ни для населения не будет». Автобизнес рассчитывает, что Нацбанк предпримет взвешенные решения для стабилизации ситуации, однако «пока мы такого не видим», говорит Михневич.
Руководитель маркетинговой компании в Белоруссии, пожелавший остаться неназванным, видит главную проблему в том, что в условиях существования на рынке нескольких валютных курсов, где официальный курс явно занижен, правительство обязало экспортеров продавать 30% валютной выручки по официальному курсу Нацбанка. «Это получается неприкрытый грабеж экспортеров», - возмущается бизнесмен.
«Так как мы работаем не только в Белоруссии, но и на европейском рынке, то мы проводили из полученной выручки обязательную продажу валюты по официальному нереальному курсу и, конечно, теряли на этом», - рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД. При этом, спрос на маркетинговые услуги и так серьезно упал.
Время сворачивать бизнес
Бизнес Белоруссии ощутил на себе девальвацию уже давно, говорит индивидуальный предприниматель, заместитель некоммерческой компании «За свободное развитие предпринимательства» Александр Толстыко. Он занимается предпринимательской деятельностью в Белоруссии с 1995 года. Начинал с торговли автомобильных аксессуаров и инструментов, теперь продает компьютерные гаджеты и товары, связанными с нанотехнологиями.
По его словам, уже несколько месяцев как цены на товары пересчитывались не по официальному, а по реальному валютному курсу, куда закладывались валютные риски. «Товар обычно считался по цене доллара более 6 тыс. белорусских рублей (в два раза выше официального курса Нацбанка на тот момент - прим. ВЗГЛЯД)», - говорит Толстыко.
Однако покупатели, по его словам, все равно были, потому что никто не знал, что будет завтра-послезавтра: «может, завтра доллар будет стоить уже 10 или 15 тыс. рублей». «К тому же спрос на импортные товары подстрекали СМИ, которые говорили, что импорт уходит с рынка, его больше не будут ввозить и распродаются остатки. Компьютерные гаджеты, которые я продаю, не производятся в Белоруссии, а завозятся из России, Европы и Китая, поэтому люди и стремились покупать их», - рассказывает предприниматель.
Впрочем, объемы продаж снизились в разы, поэтому радовались каждой продаже, говорит Толстыко. «Единственное, что спасало, что курс доллара мы считали по 6 тыс. рублей, а продукты оставались еще по старым ценам. Получалось, что можешь купить в два раза больше продуктов или залить больше топлива в бак. Это как-то уравновешивало семейный бюджет», - рассказывает бизнесмен.
«Многие предприниматели жили на то, что была какая-то наличность на руках, валюта переходила из рук в руки по разным курсам, и мы на этом тоже зарабатывали небольшие деньги, чтобы прокормить свою семью. И мы покупали продукцию, произведенную в Белоруссии, такую как одежду и обувь, потому что она стала стоить дешево. Иностранные производители, конечно, потерпели от этого большой убыток, но таков бизнес», - говорит Толстыко.
Официальная девальвация, объявленная Нацбанком вчера, оказалась патовой для предпринимателей. «Продаж нет никаких - ни под заказ, ни так. Мы понимаем, что даже если есть какая-то валюта и можно было бы поехать в Россию или Европу и купить какой-то товар, то нет гарантии, что его кто-то купит. Поэтому стоит ли ехать, тратить деньги на дорогу и товар, а потом попадать в эту яму риска? - задается вопросом предприниматель. - Лучше переждать, может быть уйти в отпуск, потому что выхода из этой ситуации не видно».
Толстыко жалуется на полное отсутствие какого-либо диалога государства с бизнесом, а надежды на этот диалог никакой у него нет. Выход для предпринимателей - временно свернуть бизнес до лучших времен или распродавать то, что осталось на торговых точках, считает предприниматель. «Потом это все снова наверно перерастет в акции и протесты экономической и политической направленности», - считает он.
Многолетняя дрессировка
Не лучше ситуация наблюдается у автобизнеса. Сергей Михневич из белорусской автомобильной ассоциации БАА и «Атлант-М» рассказывает, что продажи автомобилей в автоцентрах во вторник полностью приостановлены: дилеры не могут проводить платежи от физических лиц через банки. Одни автодилеры, по его словам, остановили также продажу запасных частей и сервисное обслуживание, другие обслуживает только гарантийные машины. «Не имея перспектив приобретения валюты по какому-либо курсу, ничего другого не остается, как ждать лучших времен», - говорит Сергей Михневич.
В автосалонах машины есть, но в ограниченном ассортименте. Не многие готовы покупать автомобили по спекулятивному курсу, когда доллар считают по 8-10 тыс. рублей. «Автомобили, которые есть в шоу-румах, либо не подъемны по цене, их не успели продать ранее, либо дилеры их просто не продают, выжидая момент, чтобы выставить более-менее вменяемых цен для покупателей», - рассказывает собеседник.
«Мы стали ощущать спад продаж еще в мае, хотя в апреле по инерции отгружали машины. Теперь заявки фактически не принимаются в виду непредсказуемости ситуации. Мы дорабатываем последние заказы по автомобилям. Сервис также потихоньку сворачивается: девальвация на внебиржевом рынке, которая произошла ранее, и девальвация официального курса, которая произошла вчера, привели к тому, что многие предприятия испытывают экономические проблемы, и им уже не до покупки автомобилей и глобального ремонта. Все начинают экономить, и мы неизбежно ощущаем спад продаж и запчастей, и автомобилей, и услуг. Хотя то, что страна начинает жить по средства, это уже хорошо», - рассказывает о ситуации на белорусском рынке Сергей Михневич.
По его словам, если последние недели автодилеры еще как-то держались, то теперь, если не возобновятся свободные торги валют, то «я вообще не представляю, что будет дальше».
В автосалонах не было ажиотажного спроса ни в прошлом, ни в этом году, он наблюдался только на «сером» рынке. Перегонщики и белорусы ринулись за границу за покупкой подержанных автомобилей, чтобы как-то сохранить свои деньги. Спрос подтолкнуло введение с 1 июля в рамках Таможенного союза таможенных пошлин на импорт машин равных российским, которые в несколько раз выше ныне действующих в Белоруссии.
За 4 месяца этого года физическими лицами было ввезено более 130 тыс. автомобилей. «Если сохранить такие темпы до 1 июля, то в первом полугодии будет ввезено столько же машин, сколько ввезли за весь прошлый год - почти 200 тыс», - говорит Михневич. Впрочем, по словам Михневича, у людей заканчиваются деньги, валюту купить нельзя, поэтому перегонщики тоже сворачивают свой бизнес.
Выжить в столь сложных условиях автомобильным дилерам становится все сложней, хотя другим производственным и торговым предприятиям приходится еще хуже.
«Наверно, благодаря наличию сервисного обслуживания, которое в меньших объемах, но все же востребовано, даже в этой трагической ситуации, мы пока не фиксировали коллапсов целых автопредприятий. Но компании сжимают расходы, переводят сотрудников на вынужденную неполную занятость», - рассказывает Михневич. При этом многие компании не в автомобильной сфере сократили свою деятельность и отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска, знает он.
«Автомобильный бизнес в Белоруссии уже настолько выдрессирован работать в форс-мажоре, что мы это воспринимаем уже как обычную среду работы. Прожив 10-ый кризисный год, мы получили хороший опыт и сегодня находим возможности выживать в сложившихся условиях, - рассказывает собеседник. - Правда, таких условий, в которых мы работаем сегодня, я еще не помню. Поэтому даже не знаю, сколько мы протянем. Если мы не будем покупать валюту неделями, то конечно предприятия начнут закрываться. Буквально все».