Бензиновый кризис, спровоцированный введением стандарта евро3, ростом мировых цен на нефть и административным регулированием спровоцировал передел новосибирского рынка АЗС.
Напомним, что в конце апреля следом за Алтаем в Новосибирске возник дефицит бензина и резко выросли цены - АИ-92 стал стоить на два рубля за литр дороже, около 23 рублей. Новосибирцы, напуганные грядущим дефицитом топлива, начали штурмовать АЗС и скупать бензин канистрами по 200 литров. В ответ на это владельцы заправок подняли цену, чтобы хоть как-то снизить объем продаж ГСМ и не остаться без топлива. В ходе круглого стола специалисты проанализировали кризисную ситуацию и среди основных причин назвали введение нового технического регламента, рост мировых цен на нефть и административное регулирование: «Резкий рост цен вызвал внимание антимонопольной службы и, хотя речь шла о необоснованном росте цен на дизельное топливо и авиационный керосин, тем не менее, в своей знаменитой речи премьер-министр Владимир Путин произнес слово "топливо" и скомандовал снизить цены на всю номенклатуру. Грубое административное вмешательство в рыночные отношения привело к тому, что бензин стали продавать туда, где цены выше, то есть за рубеж. В результате внутренний рынок лишился почти 30% поставок топлива. Сейчас все причины проанализированы и приняты меры, в том числе по снижению налоговой нагрузки - акцизов и повышению таможенных пошлин на экспорт топлива. На сегодняшний день рынок насыщается бензином, и мы видим процесс стабилизации», - рассказал президент Российского топливного Союза Евгений Аркуша.
Заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова объяснила, что в Новосибирской области дефицита топлива нет и не будет: «Губернатор Василий Юрченко обратился в "Газпромнефть-Новосибирск" и компания в мае дополнительно осуществит поставки 70 % ГСМ к объемам, которые уже заявлены».
Однако цены на бензин в нашем городе продолжают расти: АИ-92 на многих заправках стоит уже 23 рубля 50 копеек, хотя темпы роста постепенно снижаются. По словам Ларисы Ярковой, динамика изменения цены на топливо в Новосибирской области такова: 3 мая она выросла на 3, 97%, 10 мая на 1, 27%, 16 мая на 0,2%.
Конкуренции придет конец?
Пока автомобилисты сетуют на дорогой бензин, владельцы АЗС подсчитывают убытки. По их словам, розничные продавцы топлива в кризисной ситуации не выдерживают конкуренции с вертикально интегрированной компанией «Газпромнефть-Новосибирск» и вынуждены продавать свой бизнес.
По словам президента Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлии Золотовской, независимые участники рынка постоянно терпят убытки: «Розничные продавцы поставлены сегодня в безальтернативные условия. Оптовый рынок Новосибирской области монополизирован с января этого года: полностью прекратил поставки Сургутский завод, существенно ограничила свои поставки "Роснефть". В итоге единственной компанией продающей ГСМ независимым игрокам стала "Газпромнефть". Только за три недели произошло троекратное увеличение оптовой стоимости топлива. Каждую неделю ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" повышало цену на бензин на 700 рублей за тонну. Оптовая цена выросла на 1,5 рубля, а розничная всего на 50 копеек. Для независимых участников счет идет на дни, потому что в марте дизельное топливо продавалось с убытком.
Вертикально интегрированные компании, такие как "Газпромнефть-Новосибирск", тоже несли убытки, но они компенсировали их экспортом, а для независимых участников это ничем не компенсируется. Что приводит фактически к банкротству некоторых сетей. Уже проданы половина сети "Беркут", "Патриот" продал две автозаправочных станции из трех, банкротом стала сеть "Касмала": около 6 ее станций выставлены на продажу».
Председатель совета директоров группы компаний АЗС «Синтез» Геннадий Панкеев считает, что подобная ситуация губит малый бизнес в Новосибирске: «Везде говорят про поддержку малого и среднего бизнеса. Все понимают, что без этого сектора развитие экономики в стране невозможно, а по факту мы имеем совсем иную ситуацию. Сети разоряются, в лучшем случае продаются. Мы давно били тревогу, но над нами смеялись, никто не верил что у нас низкая доходность. Всем известно, что одна из самых уважаемых сетей в Новосибирске (предположительно "Трансервис", - прим. ред.) тоже вот-вот будет продана и поэтому у нас независимого сектора рынка АЗС практически не останется. Я знаю, что большинство независимых участников рынка, если им предложат, в любой момент готовы продать свои АЗС».
Частные предприниматели обращаются в УФАС с просьбой выявить ограничение поставок топлива со стороны «Газпромнефть-Новосибирск», однако в новосибирской антимонопольной службе расследование ведут в первую очередь против самих независимых нефтетрейдеров, подозревая их в картельном сговоре. Как заявил руководитель Новосибирского УФАС России Cергей Гаврилов, «мы изучаем в связи с чем произошел рост цен на оптовом и на розничном рынке, и проводим расследование. У порядка 80 хозсубъектов мы запрашиваем необходимую информации, также мы смотрим, что произошло на оптовом рынке, так как есть большой соблазн незаконно завысить цену. В конце мая станут известны результаты расследования: есть нарушения в действиях на новосибирском рынке АЗС или нет».
Алтайский сценарий
Независимые продавцы топлива ждать конца мая, когда новосибирский УФАС закончит расследование, не могут. Их бизнес уже давно не самый прибыльный. «Все видят, что заправочные станции, которые построены большими игроками современные, в них вложено много средств. Мы мелкие предприниматели стараемся по уровню технического оснащения от "Газпромнефти" не отставать и деньги, которые зарабатываем, вкладываем в заправки», - говорит Геннадий Панкеев.
По словам президента Российского топливного Союза Евгения Аркуши, Российская ФАС дала указание региональным представительствам не допустить краха независимого сектора: «Территориальные управление ФАС должны четко следить за тем, чтобы одинаковые меры применялись к независимым и вертикально интегрированным компаниям-операторам АЗС. Если есть факты, когда нефтяные компании устанавливают цены на топливо для конкурентов выше, чем на собственных заправках, то это основание для возбуждения административных дел».
Но, как говорят участники рынка, не всегда позиция центральной ФАС сразу доходит до его региональных представительств. Больше всего новосибирские независимые нефтетрейдеры опасаются повторения алтайского сценария, когда прокуратура и УФАС обвинили в бензиновом кризисе розничных продавцов:
- В Алтайском крае нашли непричастных, наказали невиновных. Были экономические причины для поднятия цены - нужно было ограничить продажи дефицитного топлива. Однако административные дела на сегодняшний день обращены только к независимым трейдерам. Прокуратура считает, что именно независимые продавцы явились причиной дефицита бензина в крае. Как говорит губернатор Алтайского края, предприниматели, которые работали там по 10 лет, не проявили предпринимательскую смекалку и не заключили в должном объеме контракты с нефтяными компаниями. Это абсолютный бред! Вторая причина указывается такая: независимые компании в период поднятия оптовых цен не имели право поднимать розничную цену. Тогда нужно говорить, что это не рынок, а госрегулирование и государство устанавливает, какая должна быть цена. Почему-то оптовые цены подчиняются законам рынка, а рыночную цену пытаются администрировать, - сетует Юлия Золотовская.