Представители энергогенерирующих и сетевых компаний хотят обратиться к федеральному центру с просьбой изменить нынешнюю систему тарифного регулирования.
Непростой вопрос развития энергетического хозяйства обсуждался сегодня на объединенном координационном совете по энергетике Сибири, энергосбережению и энергоэффективности Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Не заявленный в программе заседания, как таковой, вопрос этот практически сквозной нитью прошел через все выступления экспертов энергетического рынка. Энергетики сошлись на том, что если вопрос инвестиций в развитие не найдет своего решения на самом высоком уровне, энергосистеме Сибири грозят самые плачевные последствия.
В сетях проблем
Обсуждение итогов прохождения осенне-зимнего периода 2010-2011 годов началось с общей оценки ситуации. Вся объединенная система (ОЭС) Сибири, включающая ее западные и восточные территории, охватывает полностью 4 часовых пояса с населением 20,1 млн. человек. Установленная мощность тепловых станций в целом составляет 24 630,4 МВт, ГЭС - 22 269,4 МВт. Прирост электропотребления по отношению к 2009 году составил в прошлом году 7,4 млрд. кВтч (+3,7%). На 23 декабря прошлого года пришелся исторический максимум потребления энергии в ОЭС Сибири - при этом был зафиксирован дефицит мощностей в самой сибирской энергосистеме, в общей сумме около 3 500 МВт. Конечно, он никак не отразился на потребителях, поскольку был восполнен за счет перетоков из других энергосистем - в частности, Уральской.
Но тут обнаруживается первая слабая сторона сибирской ОЭС.
- Дело в том, что действующие ВЛ 500 кВ, которые связывают Сибирь с ЕЭС России, проходят через территорию сопредельного государства - Казахстана, - отмечает генеральный директор филиала ОАО «Системный оператор ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление Сибири («СО ЕЭС» ОДУ Сибири) Владимир Лапин. - Необходимо повышение энергобезопасности СФО, для чего планируется сооружение транзитов 500 кВ в направлении Сибирь - Урал. В их составе будут линии ВЛ 500 кВ Восход - Витязь (Ишим) - Курган, ее ввод намечен на 2012 год; ВЛ 500 кВ Томская - Парабель - Советско-Соснинская - Нижневартовская ГРЭС с вводом в 2016 году.
Эти линии - не единственные из числа необходимых для нормального функционирования ОЭС Сибири. Более половины - 59% резервов мощности самой энергосистемы размещено в восточной части Сибири и ограничено для использования пропускной способностью электропередачи Братск - Красноярск. «Сооружение ВЛ 500 кВ Итатская - Енисей, Енисей - Камала, подстанции класса 500 кВ "Тайшет" и ввод в работу Богучанской ГЭС и ее схемы выдачи мощности позволит увеличить пропускную способность электропередачи в 1,5 раза», - поясняет Владимир Лапин.
Что касается генерирующих мощностей, то при всем многообразии планов, которые энергетики вынашивали в прошлые годы, сейчас о многих из них пришлось забыть. Нет средств. Из всех объектов важнейшими из генерирующих мощностей в этом году должны стать два. Это ввод в работу гидроагрегата №1 Саяно-Шушенской ГЭС (640 МВт) и турбоагрегата №7 Улан-Удэнской ТЭЦ-1 (97 МВт). Еще из масштабных планов - ввод в эксплуатацию блока №1 Красноярской ТЭЦ-3. Также в этом году будет установлен автотрансформатор АТ-2 мощностью 125 МВА на Читинской ТЭЦ-1.
Тарифная беда
В целом, с точки зрения энергетики, в Сибири практически в каждом регионе существуют проблемы, которые необходимо решать, считает исполнительный директор «Сибирской энергетической ассоциации» Валентин Шаталов.
- Не на 100 процентов сегодня срабатывает рынок энергетики, это очевидно всем, и не зря до 1 апреля мы просто держали все постановления и работали без этого рынка, - отмечает он. - Это связано, в общем-то, с тарифами. При той политике, что сегодня проводится, очень сложно что-то делать и сетевым, и генерирующим компаниям, вводить новые мощности. Ситуация складывается так, что если раньше все думали, что вот мы перейдем к рыночной энергетике и дальше все заработает - теперь так не думает никто. Энергетики сегодня просто вынуждены сокращать инвестиционные программы - нет средств для выполнения такой работы.
По словам заместителя губернатора Томской области по недропользованию и ТЭК Владимира Емешева, в связи с постановлением правительства, ограничивающего рост тарифов на электроэнергию всего лишь до 15%, о реализации инвестпрограмм энергетики скоро могут вообще забыть.
- Установлен предельный уровень роста тарифов, и при этом мы получаем документы из правительства, где говорится, что инвестиционные программы, принятые в регионах, нельзя уменьшать, - негодует Владимир Емешев. - Из-за RAB-тарифорегулирования, введенного в этом году, мы сегодня доход не получаем, программы режутся. Я понимаю, что даже и за счет роста тарифов нам не удастся развить сети. Но сейчас и программ нет, и надо еще держать тариф на установленном уровне - и это делается только за счет урезания инвестпрограмм. Такая ситуация везде, не только у нас. Мы скатываемся к тому, что все достижения последних лет пойдут насмарку. И в 2012 году скорее всего такая ситуация вновь повторится.
Метод RAB-регулирования, о котором идет речь, это по своей сути система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования. Тарифы устанавливаются на долгосрочный период от 3-х до 5-ти лет. Этой системой пользуются в Чехии, Великобритании, Италии, Германии. В России сетевые энергетические компании перешли на нее с начала текущего года. Ожидалось, что такой переход позволит энергетикам осуществлять крупномасштабные инвестиции в обновление фондов. Кроме того, эта система тарифного регулирована по идее должна стимулировать компании к снижению себестоимости - сэкономленные за счет этого средства остаются у компании и могут быть реинвестированы в развитие, в то время, как ежегодное тарифное регулирование по затратному принципу подразумевало изъятие сэкономленных средств.
- Но метод RAB-тарифорегулирования хорош только для очень богатых территорий, - пояснил корреспонденту Сибкрай.ru Валентин Шаталов. - У нас он не работает. Восток - традиционная зона дешевой энергии. Но ведь и за счет промпредприятий мы не разовьем энергосистему, не хватит денег, - подчеркивает он.
Кому выгодно
На деле из всей этой системы получился профит только для финансистов, говорят энергетики. Когда в долгосрочные инвестпроекты, сроки реализации которых - годы, включается стоимость денег на уровне 12% годовых, по завершении такого проекта объем инвестиций вполне может удвоиться и утроиться. Энергетика начинает по сути работать на инфляцию и на поддержку банковской структуры. RAB-тарифорегулирования может работать, если не происходит такого катастрофического удорожания капитала - поэтому она и работает на западе.
Участники координационного совета договорились вернуться к тарифному вопросу в октябре. По словам заместителя полпреда в СФО Владимира Псарева, действительно проблема инвестиционной составляющей в тарифах становится все более серьезной. В октябре, на втором координационном совете и будут решать, что дальше делать с тарифами.
Собственно, мнение энергетиков относительно тарифа известно и сейчас. Надо возвращать в него инвестиционную составляющую, чтобы энергокомпании гарантированно имели возможность возводить новые объекты. С их точки зрения - вариант действительно беспроигрышный. Но вот как повышение тарифов до желаемого энергетиками уровня отразится на экономике регионов - вопрос другой.