МОСКВА, 4 мая. Малайзия в очередной раз подняла вопрос о сильных сторонах объединения азиатских валют, констатирует аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова.
Как напоминает эксперт, «разговоров о возможности введения единой азиатской валюты одно время велось множество, но к общему мнению в этом вопросе прийти пока не удавалось». «И вот Малайзия в очередной раз подняла вопрос о сильных сторонах объединения. Заместитель министра финансов Малайзии Лим Сянг Чай на прошлой неделе предложил Китаю запустить единую азиатскую валюту, чтобы сработать сразу в нескольких направлениях», - говорится в комментарии Бодровой.
По ее мнению, идея малазийского финансиста не лишена привлекательности. «Подобный шаг может простимулировать торговлю, помочь уберечься от рисков резких валютных колебаний, способствовать притоку "горячих денег", что позитивно (какое-то время) скажется на азиатских экономиках. Быстрорастущие экономики региона, на первый взгляд, только выиграют от введения одной расчетной единицы. Но это только на первый взгляд», - указывает аналитик.
Она отмечает, что Китай за последний год серьезно отпустил свою валюту. «Юань, до лета 2010 года прочно связанный по рукам и ногам нормативами Пекина, начал расти, укрепляя свои позиции в мире на фоне сильной китайской экономики. При этом на валютном рынке не утихают разговоры о том, что лет через 10-15 юань вполне сможет на серьезных основаниях конкурировать с долларом США за звание резервной валюты. Юань активно движется по пути к свободной конвертации. Для консервативного Китая - это очень серьезный шаг, а одна из крупнейших экономик мира ничего не делает просто так», - предупреждает эксперт.
Между тем, по ее словам, «без признания лидерства китайской денежной единицы при выборе единой азиатской валюты смысла затевать переговоры просто нет: соседние экономики по сравнению с экономикой Поднебесной слишком малы, чтобы брать на себя подобную ответственность».
«Другое дело, что Китаю есть чем заняться в плане улучшения валюты. К примеру, лучше было бы сделать юань свободно конвертируемым, нежели затевать этот сложный и малопродуктивный в ближайшее десятилетие процесс. Кроме того, сейчас необходимо притормозить экономику, процесс потребует временных и моральных затрат, поэтому вряд ли сейчас Китай будет отвлекаться на вопросы о единой валюте. К тому же экономист Нуриэль Рубини в последнее время неоднократно подчеркивал важность быстрого решения китайской проблемы охлаждения экономики», - напоминает Бодрова.
Она также обращает внимание на то, что «не проходит и недели, чтобы кто-то где-то не поставил под вопрос необходимость единой европейской валюты, тем более в свете посткризисного тяжелого процесса восстановления». «Поодиночке некоторые страны Старого света, прежде всего Германия и Франция, уже давно бы вышли на докризисные уровни по макропоказателям, если бы не приходилось то и дело протягивать руку помощи менее приспособленным соседям по альянсу. В 2010-м евро считали почти неживым, и мало кто тогда предполагал, что весной 2011-го он обновит максимумы полутора лет», - подчеркивает аналитик.
«Ведь помимо очевидных плюсов единой валюты - это в большей степени относится к торговым отношениям - у подобной системы расчетов есть свои минусы, и вряд ли малазийские финансисты их уже учли», - сомневается эксперт.
Так, к примеру, сама Малайзия по географическому делению относится к Юго-Восточной Азии, имея в соседях по региону Камбоджу, Индонезию и Вьетнам, не слишком сильные с экономической точки зрения страны. «Определенные параллели можно провести с Грецией и другими европейскими странами с серьезными долговыми проблемами, а их печальная история еще далека от финала», - полагает Бодрова.
Посмотреть курс валют