КИЕВ, 30 августа. Супермаркеты с мировыми именами не спешат выходить на украинский рынок. Из-за этого покупатели еще долго будут переплачивать за продукты, сообщает Domik.net.
В 2010 году международная консалтинговая компания AT Kearney, ежегодно оценивающая состояние розничной торговли во всем мире, исключила Украину из списка стран, привлекательных для инвестирования в ритейл. Это хорошая новость для украинских сетей супермаркетов, которым сильные конкуренты и передел рынка совсем ни к чему, и плохое известие для потребителей. Ведь им придется и дальше мириться с низким уровнем обслуживания в украинских магазинах и покупать товары дороже, чем в Европе.
Дело в величине наценки, которая здесь и там порой отличается в несколько раз: в мире продают товары с накруткой 8-12% от стоимости товара, а у нас приплюсовывают в среднем 20%. Разница и в бизнес-моделях: на Украине ритейлеры предпочитают зарабатывать на наценках, зарубежом - на большом товарообороте. Чтобы он не упал даже в кризис, многие сети накрутки снижают. Например, только в течение 2009 года немецкие дискаунтеры Lidl, Aldi и Plus, а также супермаркеты Edeka и Netto двенадцать раз снижали цены на продукты питания. В 2010 году продуктовая потребительская корзина среднего немца стоит 29 евро, а в Украине этот показатель больше в два раза - 60-70 евро.
«В Украине сейчас работает около 70 национальных, региональных и локальных сетей супермаркетов. Из них всего 6 имеют прописку за границей», - рассказывает Игорь Гугля, директор исследовательской компании GT Partners Ukraine. Среди иностранцев - мировые гиганты Billa, Metro Cash&Carry, Auchan и Real, российская Х5 Retail Group (сеть «Перекресток») и прибалтийский Novus. «Остальных пугает коррупция и непрозрачность рынка земли», - утверждает Гугля.
Коррупцию проблемой номер один для развития розницы считает и директор департамента внутренней торговли Министерства экономики Украины Сергей Литвиненко. «Представители компании Меtrо, например, очень жаловались на произвол местных властей», - рассказывает чиновник. В 2007 году компания больше года конфликтовала с властями Запорожья из-за земельного участка, на котором планировалось построить 15-й гипермаркет сети. По слухам, городские власти смилостивились лишь только после того, как Metro Сash&Сarry Ukraine перечислила немалую сумму на социальные программы, которые реализует город. Правда, начальник отдела корпоративных коммуникаций Metro Татьяна Бабенко отрицает связь между благотворительными взносами и решением земельного вопроса: «В Запорожье очень остро стоит вопрос экологии, поэтому и город, и область порекомендовали нам закупить для больниц оборудование. Мы сами ездим в эти больницы и сами покупаем оборудование. Денег мы не даем».
А вот шведской компании IKEA земельный вопрос решить так и не удалось. Ритейлер, известный своей политикой никогда не давать взяток, много лет безуспешно пытался получить подходящий участок в Киеве для строительства торгового центра. Его открытие было запланировано еще в 2006 году. В итоге IKEA вовсе отказалась от планов развития в Украине, на воплощение в жизнь которых собиралась потратить около $2,5 млрд
Индекс цен российских потребительских товаров