А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.

Новосибирская область нуждается в повышении внутреннего спроса на зерно

Только развитие животноводства и зернопереработки может сделать новосибирских сельхозпроизводителей менее зависимыми от колебаний цен на зерновом рынке.

Накануне нового сельскохозяйственного сезона Сибкрай.ru анализирует ситуацию, возникшую на зерновом рынке России и Западной Сибири, и совместно с экспертами зернового рынка дает прогноз осенних цен на зерно.

Падение после роста

Сельхозпроизводители, справедливо радовавшиеся росту цен на зерно в прошлом году, сейчас пребывают в растерянности. На национальной товарной бирже фьючерсы на поставку зерна начали падать с конца февраля, и за это время их цена снизилась с 6,5 тыс рублей за тонну до 5,1 тысяч рублей за тонну (без НДС). Сегодняшние фьючерсные предложения на НТБ составляют 5 158 рублей за тонну пшеницы третьего класса с поставкой в сентябре 2011 года, 4,9 и 4,7 тыс рублей за тонну - на поставку пшеницы соответственно 4 и 5 класса. Конечно, фьючерс отражает не цены на живой товар, а лишь ценовые ожидания покупателей и продавцов на определенный будущий период времени, но тренд понятен. Рассчитывать на такие же высокие цена на зерно к октябрю этого года, как, скажем, осенью 2010-го, крестьянам уже не придется.

В Западной Сибири цена на реальное зерно вполне сообразуется с биржевой - предложения зернотрейдеров составляют около 5,8 тыс рублей за тонну пшеницы третьего класса на элеваторе.

Интересная коллизия в связи с резким падением цены на зерно произошла с государственными товарными интервенциями, говорят участники зернового рынка. Те, кто купил зерно на таких интервенциях, однозначно прогадали - рынок стремительно упал ниже предлагаемых государством цен. Ведь на интервенциях брали зерно по цене 7,3 тыс - 8 тыс рублей за тонну. В итоге госинтервенции фактически остановлены, только часть зерна распределяется по фиксированным ценам среди потребителей.

В итоге сейчас зернопроизводители готовятся к уровню цен на новый урожай, который по пессимистичным оценкам составит около 2,8 - 3 тыс рублей за тонну. Как это не кажется парадоксальным, но такое падение вполне возможно - если учесть те факторы, которые сегодня влияют на снижение стоимости зерна.

Закрытые зерновые шлюзы

Основной фактор - это, конечно, запрет на экспорт зерна, который был введен в стране 15 августа 2010 года, после аномальной засухи (в прошлом году урожай зерновых в России снизился по отношению к 2009 году почти на 40%, до уровня 60 млн тонн). Казалось бы, экспорт должен волновать только регионы, традиционно работающие на вывоз части зерна за границу. Но опосредованно это затронуло всех зернопроизводителей, вызвав снижение цен на зерно.

Схема тут проста. Южные регионы страны, в последние годы ставшие экспортно-ориентированными (Кубань, Краснодарский край), стали производить зерно, пользующееся спросом именно на западе.

- Наши крестьяне очень хорошо сориентировались в рыночной ситуации, и начали производить то, что могут продать на запад, - отметил в беседе с корреспондентом Сибкрай.ru член Совета секции стандартных контрактов на зерновые, зернобобовые и технические культуры ЗАО НТБ Вадим Мальцев. - Зачем выращивать зерно, соответствующее нашему отечественному третьему классу, вкладываясь в посевной материал и удобрения, если можно произвести зерно 4 класса с нормальным содержанием белка, которое может экспортироваться, как биржевое. Именно производство такого зерна в последние годы наращивалось в ЮФО, но с закрытием экспорта возник его избыток. Между тем, в России зерно 4 класса - фактически кормовое, его используют на корм скоту, немного на муку, и в производстве спирта. На местном рынке на него нет спроса, за исключением спиртзаводов, которым его столько просто не нужно.

В итоге груз южного зерна не дает движения и запасам из Западной Сибири. Конечно, новосибирское зерно никогда не пойдет на экспорт - этого не позволяет огромное транспортное плечо до ближайших портов перевалки зерна, - но вот внутренний спрос в стране раньше давал возможность зернопроизводителям продавать свою продукцию в западные регионы страны. А сейчас они берут зерно с юга, запасы в Западной Сибири не продаются и цены идут вниз.

- Решение по закрытию экспорта повлияло на рынок региона скорее с психологической точки зрения, - пояснил корреспонденту Сибкрай.ru заместитель директора ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области (АККОН) Александр Зарецкий. - Дело в том, что сельхозпроизводители нашего региона работают скорее на внутренний рынок. Везти зерно на экспорт проблематично из-за огромных расстояний - по 4 тыс км или на запад, до перевалочных мощностей Новороссийского порта, или до Владивостокского порта. Поэтому эмбарго на экспорт не оказало существенного влияния на наших производителей. Но оно стало фактором, который позволил переработчикам говорить о скором снижении цен на зерновом рынке, и тем самым психологически сработало в этом направлении. А тут еще добавился и фактор государственных зерновых интервенций. И цены пошли вниз - упали сразу на полторы тысячи рублей за тонну, - подчеркивает Александр Зарецкий.

Неучтенный хлеб

Еще один фактор, играющий сегодня на снижение цен на зерновом рынке, - наличие неучтенных запасов, уверен Вадим Мальцев.

- Масштабы неучтенного зерна в России отличаются от данных Минсельхоза и от нашей статистики. По моей оценке, запасы неучтенного зерна, которое крестьяне не заявили осенью, по Западной Сибири составляют около 30% от общего урожая, а по ЮФО - около 50%, - говорит он. - Хотя по Новосибирской области и близлежащим территориям говорить о больших запасах не приходится - крестьяне успели реализовать большую часть зерна по высоким ценам, и правильно сделали. В целом в Западной Сибири вопрос неучтенного зерна - это, по сути, вопрос доверия к политике государства и Министерства сельского хозяйства.

Проблема неучтенных запасов актуальна для всей России. По словам эксперта зернового рынка, генерального директора аналитической компании «ПроЗерно» Владимира Петриченко, которые цитирует Интерфакс, «на рынке возникла мощная волна предложения зерна, причем его величина была такой, что для многих операторов она стала неожиданной и застала их с нереализованным зерном». В некоторых регионах, как отмечает Владимир Петриченко, цены рухнули настолько, что впору задать вопрос: «А была ли засуха?». Причиной появления такого количества зерна эксперт называет приближение посевной кампании, а именно необходимость получения средств для ее проведения и освобождение элеваторных мощностей.

- У нас в области не то, что неучтенного зерна нет, а вообще остатков практически не осталось, потому что результаты сбора урожая изначально скорее были склоны завышать в прошлом году и сами хозяйства, и контролирующие органы, - уверен Александр Зарецкий. - Я говорю это без намерения кого-то обвинить. Фуражного зерна в области однозначно уже не осталось. Кроме того, и показатели урожайности в 2010 году были хуже показателей 2009 года, так что не думаю, что есть какие-то неучтенные запасы в огромном количестве. В 2009 году урожайность составила в регионе в среднем 22 ц/га (для сравнения: в 2008 году - 19,2 ц/га). В 2010 году урожайность составила 14,9 ц/га. У нас сейчас идет психологическая война между производителями зерна и его переработчиками. И последние побеждают - цены снижаются. Но неучтенного зерна нет, его давно реализовали, когда был период высоких цен на него.

Развивать внутренний спрос

Крестьяне опять на распутье - отдавать сегодня зерно по снизившимся ценам или ожидать, когда они пойдут вверх. Цены могли бы снова возрасти с отменой запрета на экспорт зерна. Пока что министр сельского хозяйства России Елена Скрынник заявляет, что запрет на экспорт российского зерна будет снят не раньше конца сентября - октября 2011 года. «Сейчас наша главная задача - эффективно и своевременно провести яровой сев на площади 50 миллионов га, в том числе зерновых - не менее 30 миллионов га, что позволит получить урожай зерна в объеме 85 миллионов тонн», - цитируют слова министра информационные агентства.

Несмотря на то, что зернотрейдеры ждут возобновления экспорта зерна с нетерпением, настроены они пессимистично.

- Если исходить из долгосрочной перспективы на следующий сельскохозяйственный сезон, то ждать открытия экспорта в октябре по сбору урожая не стоит, - считает Вадим Мальцев. - Потому что в следующем году в России президентские выборы, хлеб должен быть дешевым, и скорее всего экспорт не будет открыт осенью. Это понимают все зернопроизводители страны, которые уже успели стать отчасти политиками. Закрытый экспорт угрожает благосостоянию крестьян, но стране нужен дешевый хлеб, - подчеркивает он.

На зимней зерновой конференции, проходившей в Белокурихе (Алтайский край) алтайский предприниматель генеральный директор компании «Грана» Валерий Гачман в своем выступлении отметил, что для Западной Сибири сегодня становится актуален вопрос поиска рынка сбыта зерна. «С каждым годом рынок Сибири становится все более избыточным. Урожайность растет не только на Алтае, но и в соседних регионах. В 2010 году в Новосибирской, Томской областях и Красноярском крае средняя урожайность составила 14,9, 14,7 и 21,3 ц/га соответственно. В Алтайском крае - 12,9. Можно сделать вывод, что дефицитных регионов по зерну и муке в Сибири практически не осталось».

Выходом из ситуации стало бы наращивание зерноперерабатывающих мощностей. Эмбарго в России установлено на экспорт зерна, но не касается экспорта муки, макаронной продукции и мяса. А все эти товары - по сути, продукты переработки зерна.

Наиболее перспективным из всех может стать наращивание производства продукции животноводства. При достаточном количестве животноводческих комплексов, внутренний спрос всегда будет обеспечивать крестьянам достойную цену на зерно.

- Сейчас соседний с нами Алтайский регион уже задумывается об инвестициях в животноводство, чтобы экспортировать не само зерно, а третий продукт его передела - мясо, - говорит Вадим Мальцев. - В Новосибирской области пока ситуация несколько хуже. Новые мельничные и животноводческие комплексы вводятся в строй не так активно, как хотелось бы.

Впрочем, нельзя сказать, что региональные власти не видят проблемы. Как раз в последнее время именно в этом направлении - поддержки животноводства - был осуществлен разворот сельскохозяйственной политики региона. По словам заместителя губернатора Виктора Гергерта, сельскохозяйственным товаропроизводителям Новосибирской области, которые занимаются производством молока и мяса крупнорогатого скота, предполагается в 2011 году увеличить государственную поддержку на приобретение техники до 50%. Это позволит активнее наращивать объемы производства продукции и вводить новые мощности, говорит Виктор Гергерт.

От поддержки к развитию

Льготное топливо, средства на запчасти - сегодня это вынужденная мера поддержки сельхозтоваропроизводителей. Несмотря на проданный по хорошим ценам урожай прошлого года, крестьяне еще не способны пуститься в свободное плавание по волнам рынка. В прошлом году помогла, как это ни цинично звучит, засуха - цена на зерно подскочили вверх почти втрое. Но все предыдущие годы крестьяне еле сводили концы с концами, брали кредиты, которые и сегодня выплачены не в полном объеме.

А вот здравая политика по активизации внутреннего спроса на зерно может решить проблему и госдотаций, объем которых можно будет снизить, и занятости на селе, и уменьшить вечную зависимость от спекулятивных или форс-мажорных колебаний цен на зерно.