А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Рекордные цены на нефть обострили давние споры Минфина и Минэкономразвития о том, что делать с доходами: копить или инвестировать в экономику.
Бюджетная политика заведет экономику в тупик, бьет тревогу Минэкономразвития: без государственных инвестиций ее ждет стагнация и коллапс.
Рекордные цены на нефть привели к возобновлению с новой силой давних споров Минфина и Минэкономразвития о том, что делать с дополнительными доходами: копить или инвестировать в экономику. Позиция Минфина - ограничение госрасходов поможет обуздать инфляцию, тем самым появится стимул для долгосрочных частных инвестиций. Инфляцией иногда можно и пожертвовать ради устойчивого роста экономики - а он невозможен без государственных инвестиций в инфраструктуру, здравоохранение и образование, настаивает Минэкономразвития.
Пиявки экономики
Как в XIX веке все болезни лечили пиявками, так и сейчас все рецепты «лечения» экономики сводятся к одному решению, посетовал в кругу экспертов, обсуждавших проблемы посткризисного восстановления на конференции Высшей школы экономики, замминистра экономического развития Андрей Клепач. «В 1990-е шли разговоры, что вот сейчас перейдем к бездефицитному бюджету и подавим инфляцию. В 2000-е начали спорить, какой нужен профицит и как не тратить деньги - этот подарок природы - на экономику, потому что надо подавить инфляцию, снизить налоги и все будет хорошо.
На нынешнем этапе большинство рецептов в том же духе: как сделать бюджетную политику еще жестче - вот выйдем на бездефицитный бюджет и получим низкую инфляцию, высокую конкуренцию и нормальный экономический рост, - пересказал замминистра. - На мой взгляд, это - тупиковый вариант».
Сейчас ненефтегазовый дефицит бюджета (разрыв между расходами и доходами не от экспорта нефти и газа) - 10-11% ВВП, и если сократить госрасходы на 5-6 процентных пунктов ВВП - можно спровоцировать новый кризисный спад, в сравнении с которым 2008 г. покажется мелочью, припугнул замминистра.
До кризиса ненефтегазовый дефицит составлял порядка 4% ВВП, и именно столько доходов от нефти и газа решило тратить правительство, закрепив это правило в Бюджетном кодексе: все нефтегазовые доходы поступали в резервный фонд, откуда в объеме 3,7% ВВП в год изымались для расходов бюджета. В кризис норма нефтегазового трансферта была заморожена - тратилось все. Пора ее разморозить, считает министр финансов Алексей Кудрин. За I квартал бюджет исполнен с профицитом в 1% ВВП - впервые с 2008 г. Нефть прочно держится на уровне выше $100 (Минэкономразвития прогнозирует $105 в среднем за год).
За год бюджет получит дополнительно почти 1,5 трлн руб., сказал Кудрин, из них 301 млрд руб. - ненефтегазовые доходы, вот их и можно тратить. В эти 300 млрд руб. укладываются и добавки к зарплатам учителей, и дополнительная индексация пенсий, поддержка сельского хозяйства и малого бизнеса, повышение стипендий и профилактика лесных пожаров, перечислил министр: «Для других аппетитов средств нет».
Сокращать ненефтегазовый дефицит до 4% (что означает профицит федерального бюджета в 3-4% ВВП) призывает Россию и Всемирный банк. Когда бюджет наполовину формируется доходами от нефти, надо, пользуясь нынешней конъюнктурой, снова накапливать резервы. Долгосрочный тренд - $60 за баррель, посчитали эксперты Всемирного банка, т.е. без всяких сомнений цены на нефть упадут - и без «защитной подушки» Россия может снова столкнуться с отказом от выполнения обязательств, секвестром, дефолтом и прочими неприятностями еще совсем недавнего прошлого - 1998 г.
Допинг не действует
Минэкономразвития вовсе не возражает против сокращения дефицита, подчеркнул Клепач: напротив, ожидает, что он будет снижаться гораздо быстрее, чем планировалось, и уже в этом году будет менее 1%. «Но есть ли экономический смысл выходить на нулевой дефицит и профицитный бюджет? Даст ли это импульс экономическому росту?» - призывает подумать замминистра. «Для России это означает стагнацию и сворачивание реформ», - уверен он.
Бюджет должен быть не целью, а средством экономической политики: политика развития требует и «бюджета развития». Сейчас госинвестиции, вместе с вложениями в науку и образование, - не более 3% ВВП, сказал Клепач: «То, что обеспечивает качество экономического роста - лишь небольшая часть расходов бюджета». За счет чего сокращать расходы? Многие считают, что социальные расходы завышены - но это принятые обязательства; расходы на безопасность и оборону существенно ниже, чем в Великобритании и США. Получается, любое дальнейшее сокращение госрасходов будет происходить за счет снижения способности создавать экономику будущего, подытожил замминистра.
К нефтяному допингу экономика больше не чувствительна. До кризиса половину темпов ее роста обеспечивал внешнеэкономический фактор, теперь вклад нефтяных цен - при стагнации объемов экспорта - обеспечит лишь 1-1,5% роста. Это примерно четверть необходимых темпов: чтобы хотя бы не отстать от мировой экономики, российская должна расти на 4%. Вклад инновационного сектора, требующего институциональных преобразований, добавит еще до 1% роста, привел расчеты Клепач.
Оставшаяся половина - 1,5-2% - то, что называют экстенсивным фактором: накопление капитала. В России нет эффекта замещения частных инвестиций государственными - наоборот, частные инвестиции отсутствуют из-за недостатка государственных. Страна очень сильно недоинвестирована: по уровню расходов на науку и образование Россия отстает даже от Китая, на здравоохранение - от Индии, сравнил Клепач. Не стоит ждать, что инвестиции в долгосрочные проекты быстро отразятся ускорением темпов экономики: главное - они придадут ее росту необходимое качество.
«Для создания новой экономики нужна новая политика развития - но она не может базироваться на стандартных рецептах нулевого дефицита бюджета или низкой инфляции. Рост в большинстве стран был связан и с дефицитом бюджета, и с достаточно высокой инфляцией - это та цена, которую иногда приходится платить за развитие», - резюмировал замминистра.
Тратить или экономить
Антикризисный пакет в России был одним из самых больших в мире, а спад экономики - одним из самых глубоких, сомневается в эффективности госрасходов руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Но дело даже не в конкретных параметрах, а в самой политике, которая «окончательно испортилась», диагностировал он: «Принятие расходных обязательств полностью оторвалось от возможности их финансировать». Обычно сначала рассчитываются ресурсы, а потом - расходы, а в России наоборот: сначала принимаются расходные обязательства, а потом ищутся источники их финансирования. Через 10 лет, при сохранении такой политики, для баланса бюджета потребуется цена нефти в $200 за барр., при том что дефицит достигнет 6-8% ВВП, а госдолг вырастет в 4 раза до 40% ВВП, привел он расчеты.
Политика ликвидации дефицита бюджета за счет сокращения расходов на здравоохранение, образование, инфраструктуру - это подкоп под будущее, категоричен директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко: «Неграмотные и больные не могут быть опорой для модернизации». Если сегодня свести дефицит к нулю - недоинвестировать образование, здравоохранение, инфраструктуру - через пять лет это даст крайне негативный эффект для экономики, согласен он с Клепачем. Но структура бюджета искажена, согласен он и с Гурвичем, однако быстро ее не перестроишь. Рост экономики опирается на рост производительности труда (резерв развития за счет низких трудовых издержек давно исчерпан - за 10 лет они выросли на 150%, тогда как, например, в Польше - на 4%).
Но без инвестиций невозможно построить новые производственные мощности, которые создавали бы конкурентоспособную продукцию; невозможно решить проблему производственной и транспортной ифраструктуры, пишут эксперты ВШЭ в докладе «Сценарии и альтернативы макроэкономической политики». Госинвестиции в инфраструктуру расширяют возможности и для частного капитала - пока что бизнес не отличался высокой инвестиционной активностью. Для долгосрочного устойчивого роста доля инвестиций в ВВП должна быть не менее 25%, в России даже в тучные годы было не более 21%, - страна просто проела нефтяные доходы, приходят к выводу эксперты.
Нужно обсуждать не как снижать дефицит, а как добиваться роста бюджета за счет роста экономики, считает Алексашенко: «Либо Россия совершит рывок - либо будем и дальше жить на нефтяных качелях».