Нацбанк Белоруссии, расширив коридор колебаний нацвалюты на внебиржевом рынке, провел завуалированную девальвацию рубля, считает экс-глава НББ Станислав Богданкевич. Эксперты называют действия нацбанка неэффективными и предлагают отменить регулирование обменного курса
Минск. 30 марта. FINMARKET.RU - Национальный банк Белоруссии (НББ), являющийся донором валюты для экономики страны, на фоне снижения золотовалютных резервов на 20% за первые два месяца текущего года решил серией административных и экономических ограничений перестроить валютный рынок, радикально сократить валютные интервенции, сократить импорт и стабилизировать платежный баланс. При этом власти Белоруссии категорически отрицали возможность девальвации нацвалюты, пытаясь погасить ажиотаж, возникший на внутреннем рынке.
Но девальвации, пусть и бархатной, избежать не удалось. НББ 29 марта разрешил коммерческим банкам на внебиржевом рынке совершать сделки купли-продажи иностранной валюты с субъектами хозяйствования по курсу, отклоняющемуся от официального курса не более чем на 10%. Ранее маржа банков на внебиржевом рынке не должна была превышать 2%. При этом официальный курс НББ пока остается неизменным.
«Это, безусловно, завуалированная девальвация», - сказал экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич, комментируя принятое во вторник решение НББ о расширении коридора отклонений внебиржевого обменного курса
«В условиях дефицита инвалюты внебиржевой обменный курс объективно увеличится на 10%. По существу, произошло удорожание инвалюты в эквиваленте белорусского рубля. Это и есть девальвация», - пояснил эксперт.
«Я не уверен, что в условиях скрытой девальвации можно решить проблемы валютного рынка и экономики. Двойственность обменного курса - это плохо, это откат в начало 90-х годов, к нецивилизованному валютному рынку», - полагает С.Богданкевич.
Говоря о вводимой с 1 апреля очереди на покупку валюты на бирже по официальному курсу, эксперт подчеркнул: «Это чревато расширением коррупции и увеличением импорта: под видом лекарств будут покупать совсем другие товары. Мы это уже проходили».
По его мнению, в сложившейся ситуации для восстановления платежного баланса необходим комплекс радикальных мер, которые, помимо открытой девальвации, должны предусматривать новые внешние заимствования, ускоренную продажу госсобственности, радикальное сокращение расходов бюджета, в частности, на финансирование госпрограмм.
«Нацбанк сейчас принимает правильные, но частные шаги, например, по ограничению выдачи потребительских кредитов. Но нужен комплекс мер», - подчеркнул собеседник.
Кроме того, он считает, что «надо сдаваться России и быстрее принимать программу, необходимую для получения российских госкредитов».
Комментируя текущую внешнюю платежеспособность Белоруссии, местных предприятий и банков, С.Богданкевич подчеркнул, что «здесь могут появиться трудности и это требует незамедлительных решений». Таким решением, по его мнению, должен стать принцип «жить по средствам», что предполагает значительное снижение потребления энергоресурсов и отказ от существующей макроэкономической модели, основанной на стимулировании внутреннего спроса.
Как сообщалось, представители банковского сообщества за последние дни неоднократно обращались в НББ с предложением расширить допустимый коридор колебаний обменного курса белорусского рубля на внебиржевом рынке, чтобы разблокировать его.
Стагнация на внебиржевом рынке была вызвана ограничениями на валютном рынке, которые НББ ввел в части доступа импортеров для покупки валюты на бирже с целью ограничить свои интервенции в условиях снижающихся золотовалютных резервов. С 16 марта НББ ввел 30-дневное резервирование средств для покупки инвалюты на бирже, но через неделю, с 22 марта, изменил свое решение и ввел с 1 апреля очередность при покупке инвалюты на бирже в соответствии с приоритетами (в первую очередь - медикаменты, во вторую - газ, в третью - для расчетов по валютным кредитам).
НББ предложил импортерам удовлетворять свои потребности в инвалюте на внебиржевом рынке. Между тем, банки констатировали, что экспортеры в сложившейся ситуации не хотят продавать валютную выручку банкам и, соответственно, банки не могут удовлетворить заявки импортеров. В связи с этим, с середины марта ориентированные на импорт компании фактически остановили свою деятельность, так как не имели возможности купить инвалюту ни на биржевом, ни на внебиржевом рынке.
По мнению экспертов, ценой появления альтернативного курса белорусского рубля в сегменте юрлиц станет фактическая множественность курса, что ставит под сомнение выполнение Белоруссией своих обязательств перед МВФ в части соблюдения некоторых норм устава фонда, к которым Белоруссия присоединилась в 2001 году и это позволяло считать белорусский рубль конвертируемым по текущим операциям.
Еще одним негативным следствием появления альтернативного курса станет дальнейшее удорожание импорта, в том числе потребительского, что может стимулировать инфляционные процессы.
Легкая терапия не помогла
Белорусские банки, опрошенные во вторник агентством «Интерфакс-Запад» констатировали, что экспортеры сохраняли выжидательную позицию относительно продажи валюты на внебиржевом рынке после расширения возможностей по курсообразованию.
Представитель одного из крупнейших госбанков заявил, что «данное решение не позволит разблокировать внебиржевой рынок, так как в текущей ситуации это усилило девальвационные ожидания». «Все экспортеры сохраняют крайне настороженное отношение к перспективам продажи инвалюты, поскольку они не имеют четкого представления где, когда и по какому курсу они смогут купить валюту, если им это понадобится. В принципе, сейчас сохраняется только обязательная продажа валюты», - пояснил представитель банка. Он уверен, что в случае совершения сделок на внебиржевом рынке обменный курс будет максимально близок к верхней границе разрешенного коридора.
В «Минском транзитном банке» также констатировали, что «экспортеры выжидают - никто не хочет быть маркет-мейкером». Представитель банка прогнозирует, что «в нынешней ситуации никто не побежит продавать валюту по курсу Нацбанка плюс 10%». При этом он подчеркнул, что банки в сложившейся ситуации продолжат минимизировать свою маржу при валютно-обменных операциях. По оценке представителя банка, маржа банков не превысит 0,1%.
Между тем, он не исключает, что ситуация может сдвинуться с мертвой точки через некоторое время. «Ситуация также зависит от готовности импортеров покупать валюту по высокому курсу. Хотя, если экспортеры не дождутся более привлекательных условий, то предложение валюты может вырасти и это позволит снизить внебиржевой курс», - размышляет представитель МТБ.
Кроме того он уверен, что любые ограничения со стороны НББ при курсообразовании не позволят сформировать объективный рыночный курс белорусского рубля. «Нацбанку стоило бы на какой- то период убрать все ограничения по курсообразованию на внебиржевом рынке. Это позволит сформироваться равновесному курсу», - сказал собеседник. В том числе, ограничений не должно быть и в сегменте наличной валюты, ситуация в котором также характеризуется повышенным спросом и крайне ограниченным предложением, добавил он.
В «Белгазпромбанке» также считают, что решение НББ не приведет к радикальному повышению активизации внебиржевого рынка.
Как сообщалось, председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико накануне заявил, что на данном этапе необходимо отменить существующие ограничения по рыночному курсообразованию на внебиржевом рынке.
«Сейчас единственно правильный способ решения проблемы - это снять ограничения по курсу на внебиржевом рынке», - заявил В.Бабарико на пресс-конференции в пятницу в Минске. По его оценке, если на внебиржевом рынке будет установлен какой-либо коридор колебаний курса, то цена белорусского рубля в ближайшее время приблизится к любой верхней границе и рынок вновь окажется в стагнации.
Посмотреть курс валют