В условиях аномального зноя отцами города начинают производиться нестандартные действия, в некотором роде чрезвычайного характера. К таковым можно отнести принятые решения косить сухую траву и отключать от нагрева полотенцесушители.
Последняя мера - пожалуй, небывалая в столичной истории. В любой или почти любой московской квартире имеется такая деталь интерьера, как полотенцесушитель. Попросту горячая труба, изогнутая, а порой и S-образная, дабы занимать побольше места в ванной. Это не батарея, включена она не в отопительную сеть, а в сеть горячего водоснабжения, и холодеет только на две недели, в период отключения горячей воды.
В обычное московское лето многим из горожан бывает неуютно находиться в ванной с холодным полотенцесушителем, да и по всей квартире что-то такое промозглое распространяется. Эта труба вообще-то и летом тоже нужна, сушить белье, плавки....
Так то - обычным летом. А сейчас на дворе необычное. Как сообщили корреспонденту «Росбалта» в правительстве Москвы, в эти горячие дни муниципалитеты завалили жалобами:отключите, мол, у нас полотенцесушитель! Последнего прохладного уголка лишаемся. А высохнет при такой погоде что хошь, на балконе! И действительно, будут отключать. Правда, только в тех домах, где это технически возможно, - а это возможно далеко не везде. Так что, кому как фишка ляжет.
Решение косить сухую, выгоревшую под солнцем желтую траву на газонах и в парках не столь экзотично. Естественно, такая трава хорошо горит, - недалеко до беды. Кстати! По данным столичного правительства, городскую растительность регулярно поливают по ночам - так ей полезно - и ведут мониторинг. Так вот, корешки травы, говорят, сохранились отлично, и после ухода жары мы еще до зимы должны увидеть зеленую травку.
Впрочем, поливают в эти дни не только (а может быть, даже и не столько) растения, сколько проезжую часть. И неудивительно - температура вот-вот зашкалит за сорок. В последние дни множатся слухи, что это критическая цифра для всех московских систем жизнеобеспечения. И теперь, ввиду того, что этот порог уже почти превышен, следует ожидать массовых техногенных катастроф. Вряд ли это так в прямом смысле - но, по крайней мере, насчет такой «жизнеобеспечивающей» среды, как асфальт, подозрения имеются нехорошие.
«Сорок градусов являются критической температурой для деформации асфальта», - сообщил корреспонденту «Росбалта» лидер межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», член экспертного совета при комитете Государственной Думы по транспорту Вячеслав Лысаков . Естественно, асфальтов разных много, они делаются из разных смесей, и в целом качество столичного асфальта выше среднероссийского. Тем не менее, по словам Лысакова, на некоторых улицах уже можно заметить «небольшую колейность».
Сам Вячеслав Лысаков призвал не драматизировать ситуацию. «Я не могу сказать, что еду по расплавленному», - подчеркнул эксперт. То есть, дело не в том, что у нас машины куда-то просядут в колею и остановятся - такой опасности нет - а в том, что придется потом ремонт делать на многих участках, что тоже довольно неприятно, недешево. Так вот, среди принятых в пятницу решений - усилить меры по недопущению в город тяжело груженых грузовиков, по крайней мере, хоть транзитные в обход направить. И проверить все дорожные люки, дабы не допустить их самопроизвольного открытия - железка-то от жары расширяется. Все это - в сочетании с усиленным поливом. Улицы положено поливать по восемь раз в сутки, да еще совершать постоянные объезды на поливных машинах.
Помнится, известный автомобильный обозреватель Сергей Асланян говорил корреспонденту «Росбалта», что у дешевых отечественных автомобилей вроде «Жигулей» и «Волг» (нынче «Волга»-то у нас в дешевых числится) в сильную жару нередко «кипят» двигатели, и можно повредить блок цилиндров. Все же, хорошие машины, а тем более тяжелая техника общего пользования, рассчитаны на куда большие перепады температур, в Москве не встречающиеся. Тем наипаче относится это к технике железнодорожной. Однако, у метрополитена есть еще такая деталь, как вентиляция.
В начале нынешнего горячего «антициклона» московское метро неплохо спасало от жары, там сохранялся вполне приличный для подземного сооружения «микроклимат». А потом чудеса стали кончаться. И вот, сейчас уже город наблюдает за небывалой судебной тяжбой: Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало иск в Мещанский районный суд Москвы к ГУП «Московский метрополитен» - первое заседание назначено на 16 августа. Истцы утверждают, что метрополитен не обеспечивает людям приемлемую температуру, которая, по нормам СанПиН, не должна превышать +28.
На это начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев уже заметил: «Давайте еще на Солнце подадим в суд за то, что так жарко». Гаева можно понять: что он, собственно, может сделать? Огромные кондиционеры на станциях установить? Это колоссальные деньги, а нужны эти системы будут, действительно, ненадолго (поезда с кондиционерами в метро есть, но пока всего 15 составов на Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях).
Однако и истцы не уступают, напоминая, что несколько человек уже умерло в метро в период жары. А если и в последующие годы так будет?
Вот несколько впечатлений личных знакомых от поездок на метро в пятницу: «Я ехала от "Сухаревской" в "Беляево". Вполне приличная атмосфера, к тому же, в середине дня в вагоне - никого! Вот на Сухаревской площади при посадке было ужасно, этот смог... А внизу не в пример лучше».
«Я езжу с Юго-Запада по Сокольнической линии. Ну, что сказать - в вагонах-то дымок, дымок... И народу поубавилось. Да не поднимайте панику, переживем».
«Я лично езжу из Печатников в центр с пересадкой на "Чкаловской". "Салатная" линия почище, а в центре - похуже: когда выходишь на "Арбатской" - видно этот дымок, в котором эскалаторы немножко теряются».
«Что до меня, то я вынуждена ехать сначала на электричке, потом на метро. Так что, после электрички, я на метро грешить не стану. В метро есть чем дышать - а в электричке-то нечем!»
Кстати, в Интернете все беззастенчивее матерят новые «безопасные» окна в электричках.
Столичные энергетики, хотя им и любят припоминать «майский блэкаут» 2005 года, заверяют, что их оборудованию жара нипочем. Один из энергетических начальников в данной связи заметил: «Внутри электротрансформаторов температура достигает 400 градусов. Что им 38−40 градусов жары?»
Но есть более нежные системы - например, сотовая телефонная связь. Вот, на ее работу уже были жалобы. Как сообщили корреспонденту «Росбалта» в службе по связям с общественностью телефонной компании «Вымпелком» (народу эта система более известна как «Билайн»), короткие перебои действительно возможны.
«У оборудования есть определенный температурный порог, когда оно перегревается и отключается, - отметили в "Вымпелкоме". - В начале этого лета на коммутаторах и базовых станциях были установлены кондиционеры. Они иногда от жары ломаются. Но очень скоро приезжает аварийная бригада и все исправляет».
В пресс-службе компании «МегаФон» корреспонденту «Росбалта» несколько более официально и чопорно сообщили, что «на данный момент основная задача технических специалистов - защита оборудования от перегрева и повреждения огнем».
«В период пожароопасной ситуации в столичном филиале введен режим "повышенной боевой готовности": увеличена численность аварийных бригад, работающих в круглосуточном режиме, выделены дополнительные технические ресурсы для мониторинга всех сегментов столичной мобильной сети, - говорится в ответе "МегаФона". - Мониторинг ситуации проводится ситуационным центром ОАО "МегаФон", который постоянно осуществляет взаимодействие с оперативными службами МЧС, Минкомсвязи, Минобороны и других ведомств, задействованных в борьбе с пожарами. Центр также организует оповещение абонентов мобильной связи о чрезвычайных ситуациях или угрозе их возникновения».
От третьего «ведущего игрока сотового рынка», компании МТС, ответа получить не удалось. Жалобы, между тем, поступают на работу всех сотовых операторов.
И еще одна система, которая уже успела стать для продвинутых москвичей привычной и в некотором роде «жизнеобеспечивающей». Речь идет о банкоматах и платежных терминалах. Кстати! У корреспондента «Росбалта» на днях был случай, когда не удалось «положить деньги на телефон». «Платежный терминал» стоял на самом солнцепеке и, покочевряжась, отказался обслуживать. Хорошо еще, хоть денег не взял. Но надо-то было срочно. А вот столь же разогретый банкомат в пятницу благополучно выдал купюры.
«Жара на наши банкоматы не влияет, - сообщили корреспонденту "Росбалта" в пресс-службе Сбербанка РФ. - Мы ведем свой мониторинг, и отклонений в работе банкоматов и тому подобных устройств самообслуживания не обнаружили».
В общем, «привязываться» к цифре +40, вероятно, не стоит, - но повышенная осторожность нужна. «Запас прочности» у всех систем истончается. В каких-то случаях, может быть, лучше и кассира побеспокоить.
Леонид Смирнов
Посмотреть прогноз погоды