Токио. 25 марта. FINMARKET.RU - Недостаток комплектующих для автомобилей, спровоцированный землетрясением в Японии, может привести к сокращению объемов мирового производства автомобилей приблизительно на 30%, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на исследовательскую компанию IHS Automotive.
В том случае, если пострадавшие в результате землетрясения заводы, выпускающие комплектующие для автомобилей, не смогут восстановить производства в течение шести недель, выпуск автомобилей в мире может снизиться на 100 тыс. машин в сутки, заявил вице-президент IHS Майкл Робине. На данный момент автомобильная отрасль ежедневно выпускает от 280 тыс. до 300 тыс. автомобилей.
«Большинство автозаводов попадет под влияние сложившейся ситуации, - сказал М.Робине в интервью Bloomberg. - Для любого крупного автопроизводителя будет очень сложно обойти стороной последствия землетрясения».
Пока главы автоконцернов воздерживаются от прогнозов относительно возможного падения выпуска автомобилей, топ-менеджеры компаний пытаются найти альтернативные источники поставок комплектующих. В том случае, если никаких решений не будет найдено, большинство крупнейших мировых автопроизводителей столкнется с недостатком комплектующих уже в середине апреля.
Одной из наиболее уязвимых в данной ситуации компаний М.Робине назвал Honda Motor Co., которая в четверг объявила о продлении периода приостановки деятельности на двух площадках по сборке автомобилей до 3 апреля. У компании предприятия 110 поставщиков располагались в зоне, пострадавшей от землетрясения.
Toyota Motor Corp. была вынуждена остановить сборку на всех своих предприятиях в Японии по крайней мере до 26 марта. General Motors Co. приостановила работу двух заводов в Европе по выпуску малолитражных автомобилей из-за недостатка комплектующих.
Как отмечала The Wall Street Journal, помимо General Motors и Toyota Motor о планах сокращения производства объявила и PSA Peugeot-Citroen в связи с перебоями в поставках важных узлов из Японии.
Например, аналог электронным датчикам массового расхода воздуха (ДМРВ) производства Hitachi Automotive Systems, которые предназначены для оценки объема воздуха, поступающего в двигатель автомобиля, сходу найти сложно, что создает определенные проблемы для GM и Peugeot и еще десятка компаний. Завод Hitachi к северу от Токио, выпускавший эти датчики, сильно пострадал от землетрясения и все еще не возобновил работу.
Hitachi, которая контролирует 60% мирового рынка ДМРВ, рассчитывает открыть завод к субботе, однако пока неясно, в каком объеме будет восстановлено производство. Помимо разрушений на самом заводе, в префектуре, где он расположен, по-прежнему наблюдаются перебои с энерго- и водоснабжением.
Складские запасы ДМРВ от Hitachi еще не полностью исчерпаны, кроме того, в случае долгосрочных проблем с их поставками автоконцерны смогут перейти на датчики от Siemens AG и Robert Bosch GmbH, хотя это и потребует определенных перемен. Однако на данный момент они предпочли сократить производство.
Так, GM, которая использует ДМРВ Hitachi сразу в нескольких моделях автомобилей, на прошлой неделе остановила выпуск небольших пикапов на заводе в Шривпорте, штат Луизиана. С понедельника сокращено производство на заводах GM в Германии и Испании.
Peugeot заявила, что складские запасы ДМРВ обычно не превышают 10 дней, поскольку детали регулярно поставляются по воздуху из Японии. Однако сейчас компании грозит нехватка датчиков, поэтому она сократила объемы производства на заводах в Мадриде и Виго (Испания), Пуасси и Ольнее (Франция) и Трнаве (Словакия) на 40-50%. Еще три французских завода будут работать на 75% плановой мощности.
Помимо GM и Peugeot, ДМРВ от Hitachi используют Ford Motor Co., Renault SA, Nissan Motor Co., Toyota, Volkswagen и другие компании.
И это лишь один из примеров того, как нехватка высокотехнологичных компонентов из Японии может повлиять на объемы производства по всему миру. Детали, отправленные из Японии морем непосредственно перед землетрясением, прибудут получателям в США и Европе максимум на следующей неделе. После этого может образоваться «вакуум предложения», отмечают аналитики.
Suzuki Motor Corporation приостановила деятельность своих заводов по сборке автомобилей в Японии за исключением завершения сборки транспортных средств уже находящихся на конвейерных линиях.
«В связи с нестабильностью поставок некоторых необходимых комплектующих с заводов, расположенных в зоне бедствия, Suzuki Motor Corporation приостанавливает деятельность предприятий по сборке автомобилей. Вместе с тем остальные предприятия, например, по сборке двигателей, будут работать 24 и 25 марта (только дневная смена) используя оставшиеся запасы компонентов. Решение о возобновлении деятельности предприятий после 28 марта будет принято после оценки ситуации», - сообщила компания.
Шведская Volvo Cars, в прошлом году приобретенная китайской Zhejiang Geely Holding Group Co, заявила в прошлую пятницу, что запасов комплектующих, которые обычно поставляются из Японии, хватит лишь на неделю. В случае, если поставки не будут возобновлены в самое ближайшее время, производство может серьезно пострадать.
Как отмечает WSJ, производители во всех отраслях уже фиксируют сокращение поставок силиконовых пластин, ЖК экранов, микросхем, закаленной стали, редких химикатов и других необходимых товаров из Японии.
По итогам 2010 года японский концерн Toyota Motor Corp. остался крупнейшим производителем автомобилей в мире третий год подряд. Продажи автомобилей под марками, принадлежащими Toyota, включая Lexus и автомашины ее дочерних компаний Daihatsu и Hino, выросли на 8% в 2010 году - до 8,42 млн. В этом году Toyota планировала продать около 8,6 млн автомобилей.
Вторая по величине продаж автомобилей группа мира - General Motors Co. - увеличила продажи на 12%, до 8,39 млн автомашин. Продажи GM в США поднялись на 6,3%, до 2,22 млн автомобилей, в 2010 году.
Третье место в списке лидеров занял германский автоконцерн Volkswagen AG, продавший в 2010 году 7,14 млн автомобилей - на 14% больше, чем годом ранее. В 2011 году Volkswagen ожидал роста продаж на 5%.
Землетрясение в Японии: все новости