Власти не рассматривают возможности пересмотра установленных тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте, однако готовы найти дополнительные средства в бюджете для компенсации убытков перевозчикам на социально-значимых городских маршрутах.
В конце марта - начале апреля станут известны итоги работы городского транспорта по новым тарифам. В Новосибирске пройдет координационный совет с участием частных перевозчиков, а также мэра и губернатора. Пока же все громче звучат мнения о необходимости повышения тарифов на пассажирские перевозки.
Напомним, с 1 января распоряжением губернатора Новосибирской области были установлены следующие тарифы на проезд в пассажирском транспорте: 12 рублей за поездку в наземном электротранспорте, 14 рублей - на автобусах и 15 рублей - в метро. Таким образом, коммерческие перевозчики, где проезд стоил в среднем 16 рублей, были вынуждены снизить цены.
Сибкрай.ru обратился за комментариями по поводу сложившейся на рынке пассажирских перевозок Новосибирска ситуации к председателю некоммерческого партнерства перевозчиков «Транспортный союз Сибири», заместителю председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике областного Заксобрания Валерию Ильенко.
- Как вы оцениваете, необходимо ли повысить тарифы на пассажирские перевозки, ведь многие перевозчики уже приводят расчеты, говорящие об их нерентабельности?
- Перевозчикам в Новосибирске нужно подумать немножко о другом. О том, как они в следующем году будут защищать тарифы. Я говорю об этом постоянно, и до защиты тарифов на 2011 год в конце прошлого года предупреждал - если будут продолжать работать так, как работают, то на следующий год тарифы будут еще ниже. Потому что работают не так, как должно быть по закону. Они должны легально предоставить всю затратную часть по перевозкам, прозрачно и честно. В этом году случилось так, что они понадеялись непонятно на что и ни один перевозчик защитить тариф не смог. Поэтому по расчетам муниципальных предприятий сделали усредненный тариф в размере 14 рублей для автобусных предприятий. На следующий год такого не будет, надо аргументировано доказывать тарифную составляющую, то есть реальные, а не надуманные затраты.
- Перевозчики говорят, что рентабельность упала с ростом цен на топливо, и возможно, будут уходить с рынка, как это уже происходит по отдельным маршрутам. Не станет ли процесс неуправляемым?
- Я понимаю и знаю ситуацию в транспортных пассажирских перевозках, но сказать, что произошла катастрофа и мы скоро совсем потеряем этот сегмент частного бизнеса - неправда. Вопросы в первую очередь были связаны с дизельным топливом, оно выросло в цене наполовину с начала года, но теперь цена на него снизилась. Конечно, моя точка зрения, что она должна быть еще ниже. Но дело ведь не только в дизельном топливе, экономика сегодня по перевозчикам, если оценивать объективно, примерно сложилась такая, какая была до принятия новых тарифов. Где-то небольшой плюс, где-то небольшой минус по каким-то маршрутам.
Я понимаю, что произошло - произошло увеличение налоговых выплат, мы все об этом знаем, но призываю перевозчиков, что «в черную» работать надо прекращать, такие схемы надо забыть, иначе на рынке такие предприятия не останутся.
- Идет разговор о возможности дотировать перевозки из бюджета. Есть вероятность такого развития событий?
- Да. Этот вопрос уже обсуждается, и он будет обсуждаться дальше с мэром и, скорее всего, в бюджете будут найдены деньги на компенсации перевозчикам. Но дотировать нужно социально значимые маршруты, которые заведомо убыточны, но необходимы. Мы приводим пример обычно, который на слуху - маршруты в Затон, они никогда не будут прибыльными, поэтому затраты перевозчика на такие маршруты нужно просчитать и заложить в бюджет, чтобы компенсировать убытки. И все социально-значимые маршруты должны компенсироваться. Я приведу еще один пример, третье автобусное предприятие, которое находится на Шлюзе (МКП «Комплекс транспортного обслуживания»), из всех маршрутов, которые оно обслуживает, у него рентабелен только один, а все остальные убыточные. Нужно понимать, что при такой ситуации при любом тарифе невозможно содержать предприятие.
По словам директора упомянутого МКП «Комплекс транспортного обслуживания» Владимира Раковского, выступавшего на прошедшей в областном правительстве межведомственной комиссии по вопросам ликвидации задолженности по зарплате, предприятие действительно несет огромные убытки. И такое положение дел сложилось на нем давно - еще с 2005 года.
- За это время с рынка ушли множество перевозчиков. Мы, например, практически всю дневную выручку тратим на солярку, - отмечает он. - А что делать, даже при убытках приходится выпускать на линию автобусы. В феврале доходы предприятия составили 8,7 млн рублей, а расходы - 11,5 млн рублей. По нашим подсчетам, себестоимость перевозки одного пассажира у нас составила в январе 23,9 рублей, - подчеркивает директор.
- Наша позиция - нужно возвращаться к дотированию некоторых социально-значимых маршрутов, - отмечает руководитель транспортного департамента мэрии Новосибирска Николай Диденко. - В ближайшее время такое предложение мы внесем.
По мнению участников координационного Совета по вопросам развития городского пассажирского транспорта, компенсировать убытки на нерентабельных маршрутах можно было бы, продавая с аукциона право перевозок по маршрутам с высокой прибыльностью. К таким относятся, в частности, проходящие по Красному проспекту, а также другим оживленным магистралям города. И еще одной необходимой мерой называют также борьбу с нелегальными перевозчиками.
- Нелегальные перевозки разрушают рынок, нам необходимо повысить штрафные санкции для таких предпринимателей. Выехал на маршрут без техосмотра, медицинского освидетельствования, нелегально, плати 200 тысяч рублей штрафа, - считает заместитель мэра Андрей Ксензов.
Как видно, варианты выхода из сложившейся ситуации на рынке пассажирских перевозок есть. По сути, бизнесу все равно, кто будет компенсировать ему убытки. Будут ли повышены тарифы, проводиться аукционы на прибыльные маршруты с перечислением доходов от них на убыточные маршруты, или найдены средства на возмещение ущерба из бюджета - результат для убыточного перевозчика одинаков. Не одинаков он лишь с точки зрения бюджетной и экономической политики. Власть продолжает идти по пути принятия решений, мало сообразующихся с экономической ситуацией. То, что перевозки в результате снижения тарифов на фоне традиционного сезонного роста цен на топливо станут нерентабельными, можно было предугадать еще в конце прошлого года. С другой стороны, пассивную позицию занял и сам бизнес, скрывающий объективную картину окупаемости пассажирских перевозок. Лишь после нескольких месяцев работы по новым тарифам, когда ситуация и впрямь стала тяжелой, стало ясно, что правила игры на рынке пассажирских перевозок необходимо пересмотреть. Что и будет сделано в самое ближайшее время, по крайней мере, в отношении социально-значимых маршрутов.