Атомщики заявили, что намерены заключить поврежденные реакторы в бетонный саркофаг, предварительно засыпав их песком. В подобных саркофагах находится Чернобыльская АЭС. Насколько это будет эффективно, в эфире «Вестей ФМ» рассказал председатель национальной комиссии по радиационной защите при Совете министров республики Белоруссия Яков Кенигсберг.
«Вести ФМ»: Яков Эммануилович, итак, заключить реакторы в бетонный саркофаг, засыпав их песком, - что это даст?
Кенигсберг: Есть опыт строительства саркофагов на Чернобыльской АЭС, эта мера, которая позволяет разрушенный реактор заключить в достаточно прочную оболочку для того, чтобы уменьшить радиационный фон на площадке, чтобы работники могли дальше заниматься ликвидацией последствий аварии. Способ уже отработан на Чернобыльской станции. Другой вопрос, понадобится ли это мероприятие? На сегодняшний день ситуация такова, что охлаждение ректоров продолжается, и самую большую опасность представляет тот факт, что около 70% стержней, прежде всего это стержни, которые находятся в бассейне выдержки, обнажены, не находятся под водой. Нормальная температура при нормальной ситуации в бассейне должна быть 23 градуса, сейчас температура 84 градуса на сегодняшнее утро. Если такая ситуация будет продолжаться, то это может не исключать дальнейшего выброса радиоактивных веществ под оболочку реактора и, естественно, в атмосферу. Если решение о строительстве будет принято, это не исключает того, что необходимо все равно продолжать охлаждение самого реактора для того, чтобы уменьшить обнажение стержней и в итоге закрыть их водой. Потому что сама установка такого дополнительного саркофага позволит просто уменьшить выбросы в атмосферу, но не более того. Она просто уменьшит фон на площадке, даст возможность рабочим более активно заниматься восстановительными работами, но не остановит сплавления стержней, поэтому это только один из способов, но охлаждение необходимо и дальше.
«Вести ФМ»: Мы наблюдаем за ситуацией в Японии, скажите, пожалуйста, ото дня в день она становится лучше, хуже или на месте стоит?
Кенигсберг: Фактически можно сказать так, что ситуация не ухудшается, но и не улучшается. Японцы сегодня утром сообщили, что они сегодня будут предпринимать попытки подвести электроснабжение. Постоянного электроснабжения нет. Они планируют сегодня подвести силовой кабель для того, чтобы запитать необходимые насосы, чтобы наиболее эффективно проводить работы по охлаждению. Радиационная обстановка вокруг станции остается на прежнем уровне. В Токио фон нормальный, он не повышается по состоянию на сегодняшнее утро. Никаких новых данных о том, что радиационная обстановка ухудшается нет.
«Вести ФМ»: Сохраняется ли опасность того, что радиоактивное облако может дойти до побережья США?
Кенигсберг: Это сейчас активно обсуждается, но по сведениям, которые представлены нам комиссией США, если даже это и произойдет, то это не создаст никакой угрозы для населения США, потому что выбросы не столь сильны, как это было на Чернобыльской станции. Даже во время Чернобыльской аварии в США было зафиксировано приборами наличие радионуклида в воздухе, но его было мало и он не представлял никакой опасности для населения. Более того, сегодня Всемирная организация здравоохранения, которая совместно прорабатывает ситуацию с МАГАТЭ, считает, что угрозу для здоровья людей может представлять лишь длительное пребывание в 30-километровой зоне вокруг аварийных ядерных объектов.
Землетрясение в Японии: все новости