Радиоактивное облако от аварии на японской АЭС «Фукусима-I» может достичь побережья США. Однако его воздействие на здоровье людей будет ничтожно малым. Согласно прогнозу экспертов, облако может пройти через Тихий океан уже сегодня, затронуть территорию Алеутских островов, а к пятнице, то есть к завтрашнему дню, облако может достичь американского штата Южная Калифорния.
Ситуацию в эфире «Вестей ФМ» прокомментировал Борис Мясоедов - академик, председатель межведомственного совета по радиохимии РАН и Росатома.
«Вести ФМ»: Борис Федорович, в нашем эфире уже говорилось, что никакой угрозы жителям США, даже если вдруг радиоактивное облако дойдет туда, нет. Вы согласны с этой точкой зрения?
Мясоедов: Мне трудно согласиться или не согласиться. Я лучше скажу, что я думаю. Сейчас еще рано гадать, дойдет оно или нет, потому что неясна степень расплавки тепловыделяющих элементов. Если в ближайшее время японцы сумеют наладить должное охлаждение реакторов, это значит, что дальнейшее разрушение стержней не будет происходить. И поэтому выбросы в окружающую среду тоже будут лимитированы тем, что уже сейчас попало. И в этом случае ничего до Соединенных Штатов не дойдет. Если же события будут развиваться дальше, а как развиваться дальше, мы не знаем, потому что очень мало, к сожалению, доступных реальных технических сведений, нужно ждать, после этого более определенно можно только сказать.
«Вести ФМ»: А все-таки сценарии развития событий каковы, если говорить о пессимистичном и оптимистичном варианте?
Мясоедов: Ну, оптимистичного ничего не может быть, потому что то, что уже прошло, конечно, пессимистично, и я бы даже сказал, что крайне, крайне нежелательно. Значит, что касается развития дальнейшего событий, мы уже говорили, и я неоднократно по вашему радио выступал, и слушатели меня слышали, что, еще раз повторяю, развитие цепной ядерной реакции невозможно. Второго Чернобыля тоже не может быть. Значит, речь идет сейчас о разрушении тепловыделяющих элементов в связи с отсутствием охлаждения ядерных стержней. Они начинают разрушаться. Раз они начинают разрушаться, то содержащиеся в них изотопы, в первую очередь топливо - это уран, образующийся плутоний, продукты деления, уже выходят из корпуса реактора потому, что на втором уже появилась трещина, мы не знаем, что с другими, и попадает, соответственно, в окружающую среду, прежде всего в близлежащие районы вокруг атомной станции, возможно их поступление и в воздух. Это уже несколько другая и более опасная картина, чем мы наблюдали в первые дни, взрывы, которые происходили за счет образующейся водородно-кислородной смеси. Тогда попадали в атмосферу короткоживущие изотопы, которые через день в силу естественного распада исчезали. А вот те, которые сейчас поступают за счет реактора, уже более опасные. По природе они такие же, как и были в Чернобыле. Но будем надеяться, что все-таки выбросы из самого реактора не будут продолжаться длительное время, все-таки реакторы должны быть охлаждены, тогда поступление новых радионуклидов не будет происходить, и вот тем, что сейчас оказалось выброшенным, все будет закончено. Более подробно прогнозировать невозможно, потому что мы не имеем всех данных о том, что происходит внутри реактора.
Землетрясение в Японии: все новости