Такую задачу поставил губернатор Виктор Толоконский в ходе X Съезда работников образования региона.
В ходе небольшого брифинга глава региона поделился своим видением сегодняшней ситуации в системе образования Новосибирской области. В частности, губернатор уверен, что открытие специализированных классов, в которых школьники наиболее глубоко будут изучать естественнонаучные дисциплины, позволят повысить общий уровень образования.
- Наш проект открытия спецклассов в Новосибирской области - непростая задача. Но там вопрос не в финансировании, - подчеркнул Виктор Толоконский . - Бюджет образования настолько большой, что мы найдём возможность так сгруппировать ресурсы, что этих спецклассов станет больше. Сложности в организационно-методическом плане. Мы попробуем, чтобы вместе с лучшими учителями в этих классах работали и учёные. Если такая система себя хорошо зарекомендует, то, конечно, мы будем этот опыт тиражировать. Поэтому, удвоение классов - очевидная вещь. Если сейчас 23 класса начнут работать с нового учебного года, то 46 спецклассов в следующем году будет точно, чтобы не пропал методический опыт. Дети перейдут в 11-й, но разработки для 10-го класса останутся. И дети снова будут приняты в такие особые условия. Увеличится и количество школ, проводящих набор в спецклассы, - если сейчас их 19, то к следующему году должно быть около 60-ти, а ещё через год - 100. Вот тот рубеж, который я ставлю перед учительским сообществом.
Система спецклассов нужна не столько для того, чтобы раскрыть способности одарённых детей. Потому что все методические наработки спецклассов повлияют на общий уровень преподавания математики, физики, биологии, химии. Это очень важно для усиления инновационности нашей жизни. Спецклассы повысят уровень профессионализма учителей, послужат организационному обновлению самой школы.
По словам губернатора, системной проблемы недостатка педагогов, как это было 10 лет назад, сейчас нет:
- Бывает, что есть вакансии, не хватает педагогов, но это - проблема отдельного села, отдельной школы.
Эту проблему власть решает несколькими способами. Во-первых, для молодых специалистов, приезжающих в село, строят и покупают служебное жильё. Сейчас усиливается контрактная подготовка по некоторым направлениям, формируется более точный заказ НГПУ и другим учебным заведениям, готовящим учителей. Третье направление -не только для сельских школ, но и городов. По ряду предметов, считает Виктор Толоконский, необходимо усилить меры стимулирования. Например, увеличить зарплату для преподавателей физической культуры.
- Когда был серьёзный дефицит учителей, мы использовал, да и сейчас продолжаем использовать, форму, когда педагоги, получившие образование по определённым предметам, проходили ускоренные курсы и овладевали дополнительной дисциплиной, - рассказал губернатор. - В целом укомплектованность кадрами сегодня выше, доля молодых специалистов также возросла. В то же время, мы не намерены делать процесс «омоложения» педсостава административным или искусственным. Школа по-прежнему держится на учителях опытных, с хорошим стажем. Главное, чтобы учитель, независимо от своего возраста, был способен к обновлению понимания своей роли и труда. Учитель должен быть готов вместе с ребёнком познавать что-то новое, вместе с ним себя обновлять, вместе что-то исследовать. Чтобы сельским учителям, которые работают вдали от центров концентрации науки и образования, было легче, у нас отработаны многие системы методического сопровождения. С помощью Интернета учитель в маленькой отдалённой школе получает все методические инновации, разработанные лучшими коллективами, лучшими педагогами. Недавно был в одной из школ очень маленького отдалённого села. Я захожу, а у них идёт урок «Экскурсия по Эрмитажу» - подробная экскурсия с показом репродукций, с рассказами о биографии художников, об истории музея. Думаю, доступность подобной информации повышает интерес сельского педагога к работе. Та традиция, когда в сельскую школу возвращаются работать её выпускники, будет только укрепляться, и мы не будем испытывать дефицит кадров на селе.
По словам Виктора Толоконского, в этом году система переподготовки и повышения квалификации учителей будет организована совершенно по-новому.
- Да, у нас есть базовый институт с очень хорошими наработками, но сейчас мы будем интегрировать в эту систему все ведущие кафедры, все ведущие научные школы.
Областные власти ставят перед педагогическим образованием задачу, предполагающую погружение студента или учителя, который проходит переподготовку, в среду, где функционируют научные школы.
- Уровень преподавания в педагогических вузах должен быть самым высоким, - подчеркнул губернатор. - Потому что учитель должен не только открыть для ребёнка мир знаний по своему предмету, он должен настолько понимать все тенденции развития научного, технологического, социального прогресса, всё время настраивать ребят на то, как важно знание сегодня, насколько быстро меняется мир. Мы, развивая проект Технопарка, уже на самом первом этапе хотим привлечь туда детей - там будут станции юных техников, специальные детские школы. Если в Технопарк придут дети, с ними будут и учителя. Таким образом, перед системой образования - много новых интересных задач. Главным при выборе профессии, в закреплении престижа профессии является интерес. Надо, чтобы перед профессионалами, перед учителями стояли самые большие социальные задачи.