Одна из самых успешных антикризисных программ российский властей - утилизация автохлама - может завершиться в апреле. Минпромторг уже выдал 470 тысяч утилизационных автосертификатов из запланированных 500 тысяч
Москва. 5 марта. FINMARKET.RU - Государственная программа стимулирования продаж новых автомобилей за счет премий за утилизацию старых автомобилей, запущенная министерством промышленности и торговли РФ 8 марта 2010 года, не только помогла увеличить продажи новых автомашин в России. Она оказала влияние и на рост цен и на появление очередей на ряд моделей, особенно производства «АвтоВАЗа», которые ранее можно было купить при первом визите в салоны автодилеров.
По оценкам ряда экспертов, продление программы на 2011 год (ранее планировалось, что программа будет действовать только до конца 2010 года) приведет к росту продаж новых автомобилей и в этом году. Между тем, по мнению других экспертов, после завершения программы (когда будут выданы все сертификаты) могут снизиться не только темпы роста реализации, но и продажи.
Минпромторг выдал 468,260 тыс. сертификатов в рамках программы утилизации, заключено 449,408 тыс. договоров купли-продажи, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе министерства в субботу со ссылкой на данные от 4 марта.
«При сохранении темпов выдачи сертификатов программа утилизации может завершиться к апрелю 2011 года», - сказал представитель министерства.
Программа была запущена на низком уровне рынка. «Рынок практически восстановился. Доля продаваемых автомобилей по программе утилизации снижается. Сейчас главное - это плавный выход из программы», - отметили в Минпромторге. «В настоящее время продление программы утилизации не планируется», - сказал собеседник агентства.
Основные продажи в рамках премий за утилизацию приходятся на продукцию «АвтоВАЗа» (около 80% всех утилизационных продаж).
Продажи «АвтоВАЗа» в прошлом году выросли на 45,7%, до 558,7 тыс. автомобилей, при этом реализация Lada на внутреннем рынке увеличилась почти на 48%, до 517,147 тыс. машин, в том числе по программе утилизации поставлено 221,584 тыс. автомобилей.
По итогам 2010 года Lada 2105/2107 («классика») производства «АвтоВАЗа», основная модель, которая продается по программе утилизации, стала самой продаваемой моделью в России: в прошлом году ее реализация выросли более чем в два раза - до 136 тыс. машин.
В январе «классика» также была самой продаваемой моделью (9,812 тыс., +302% к январю 2010 года). В феврале 2011 года модель Kalina возглавила список самый продаваемых автомобилей в России (9,673 тыс. штук), на втором месте - Lada Priora (8,956 тыс.), далее следуют автомобили Lada 2105/2107 (8,059 тыс.).
Lada 2105/2107 с июня 2010 года лидирует в списке самых продаваемых автомобилей (кроме ноября 2010 года) после запуска в марте 2010 года государственной программы стимулирования продаж за счет премии за утилизацию старых автомобилей.
В июле продажи 2105/2107 достигали 17,392 тыс. штук. В июне, когда «классическая» модель «АвтоВАЗа» стала лидировать в списке, в РФ было продано 16,839 тыс. таких машин. По итогам мая 2010 года первое место занимала модель Priora «АвтоВАЗа» с результатом 13,074 тыс. автомобилей, в то время как «классики» было продано тогда 11,974 тыс.
Между тем, рост продаж автомобилей производства «АвтоВАЗа» за счет действия государственной программы утилизации подержанных автомобилей может отодвинуть на второй план модернизацию предприятия.
«Действительно, программа утилизации сработала и сработала неплохо, но мы с вами знаем, что по этой программе востребована так называемая "классика", то есть это испытанные, но достаточно уже устаревшие модели, которые нужно менять. Как бы не случилось так, что этот успех, связанный с государственной программой поддержки через утилизацию старых машин, не отодвинул на второй план то, ради чего все это делается, а именно саму модернизацию предприятия», - сказал В.Путин на встрече с президентом «АвтоВАЗа» Игорем Комаровым в июле 2010 года.
«Да, вы абсолютно правы. Особенность автомобильной отрасли в этом и заключается, что существует цикл подготовки и запуска новых моделей. И вместе с модернизацией и запуском новых моделей мы постоянно работаем над тем, чтобы обеспечить деятельность предприятия в течение полутора-двух лет до запуска новых моделей в производство», - ответил И.Комаров.
Автодилеры, реализующие продукцию ОАО «АвтоВАЗ», с начала действия государственной программы по утилизации старых автомобилей, с 8 марта 2010 года, уже в мае увеличили розничные цены на автомобили на 7-18%, в 2010 году рост цен продолжился, также сам завод уже и в 2011 году менял цены на автомобили.
В целом продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2010 году в России выросли на 30% и достигли уровня свыше 1,9 млн машин.
Продажи новых легковых автомобилей в 2010 году после нескольких месяцев инерционного падения со второго квартала начали рост. В апреле, после запуска программы утилизации, он составил 20%, в мае - 31%, в июне - 45%, в июле - 48%. В августе продажи выросли в 1,5 раза, до 168,6 тыс. машин, и к ноябрю рост достиг 80% (до 190 тыс. штук).
В начале прошлого года АЕБ ожидала, что продажи по итогам 2010 года достигнут 1,5 млн штук, однако к концу года она несколько раз пересматривала прогноз и увеличила его до 1,9 млн штук.
Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Дэвид Томас отмечал, что ассоциация в 2011 году ожидает роста продаж в РФ до 2,2 млн машин.
Д.Томас полагал, что государственная программа стимулирования продаж за счет утилизации старых автомобилей сгенерировала дополнительные объемы для внутренних производителей - и утилизация принесла около трети роста продаж. В 2011 году программа утилизации также может повлиять на рост продаж на 30-35%.
Между тем, Д.Томас уточнял, что, по мнению ассоциации, госпрограмма утилизации в России проходит без полного понимания всех ее аспектов.
«Во II квартале ситуация на автомобильном рынке кардинально изменилась, спрос вырос и продолжает расти. Рост обусловлен не только премией по утилизации, но и общим улучшением макроэкономической ситуации и повышением покупательского оптимизма. Теперь успех каждого бренда зависит от того, сможет ли он оперативно увеличить производство и поставки. Мы ожидаем некоторого дефицита автомобилей в третьем квартале и резкого роста продаж под конец года», - еще летом говорил вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян.
Управляющий директор Ford в России Марк Овенден отмечал, что «рассматривая продолжающийся рост рынка, необходимо не забывать анализировать данные также без учета действия программы утилизации - только тогда мы сможем точно заявить, что кризис остался позади». «Ситуация выглядит обнадеживающе, но для продолжения устойчивого восстановления после окончания действия программы утилизации необходим дальнейший рост экономики», - говорил М.Овенден.
По оценкам экспертов, продажи новых легковых автомобилей в России в 2011 году могут вырасти на 27% по сравнению с 2010 годом, до 2,26 млн штук, в том числе и за счет программы утилизации.
В 2012 году рынок может увеличиться еще на 10-12% и достигнуть 2,5 млн новых легковых автомобилей после чего рост замедлиться, отмечали ранее эксперты аналитического агентства «Автостат».
«Поддержку российскому рынку продолжают оказывать субсидированные правительством РФ кредиты, и программа утилизации (в 2011 г. - 230 тыс. автомобилей). Спрос пока несколько превышает предложение, что обеспечивает работой дилеров на несколько месяцев вперед. Докризисная планка в 2,8-3 млн автомобилей в год является тем максимальным уровнем, на который рынок сможет выйти к 2013-2014 годам только при очень благоприятном стечении обстоятельств», - считали эксперты.
Эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC) ожидают падения продаж новых легковых автомобилей в России после завершения III этапа программы стимулирования продаж за счет премии за утилизацию старого автомобиля.
«В Германии произошло падение продаж после завершения программы утилизации. Есть угроза, что будет то же самое и в России. Как только программа утилизации завершится, мы увидим падение», - говорил партнер компании PwC, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Стенли Рут, однако он отмечал, что программа может быть продлена.
Между тем, ранее директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов сообщал, что завершение программы утилизации не приведет к резкому падению продаж.
«Мы не ожидаем резкого падения продаж автомобилей, на 25-30%, как это было в Германии после завершения программы по стимулированию продаж за счет утилизации старых машин», - говорил А.Рахманов.
Минпромторг РФ ранее прогнозировал рост продаж легкового и легкого коммерческого транспорта по итогам 2011 года на 14,8% по сравнению с 2010 годом, до 2,19 млн штук.
В сентябре 2010 года Минпромторг РФ оценивал общую емкость авторынка в РФ в 2010 г. в $60 млрд. По оценкам ведомства, к 2020 г. объем продаж автомобилей достигнет 3,6 млн штук.
«К середине 2013 года рынок полностью восстановится, а в 2014 году станет рынком номер 1 в Европе, преодолев отметку в 3 млн автомобилей», - говорил глава министерства Виктор Христенко.
Объем финансирования программы утилизации составляет 25 млрд рублей. Всего планируется выдать 500 тыс. сертификатов.
По данным Минпромторга, в России на данный момент насчитывается 14 млн автомобилей, чей возраст старше 10 лет. Программа утилизации старых легковых автомобилей, в соответствии с постановлением правительства РФ, стартовала 8 марта. Ранее планировалось, что она продлится до ноября 2010 года. В настоящее время программа действует без ограничения сроков. Граждане, сдающие старый автомобиль в утиль, покупают новый со скидкой в 50 тыс. рублей.
До августа 2010 года программа регулировалась постановлением правительства РФ от 31 декабря 2009 года «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в РФ системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств».
С августа постановление называется «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в РФ системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств».
В перечень автомобилей, которые можно купить в рамках программы входит Volkswagen Passat, Tiguan и Polo Sedan, Skoda Yeti, Superb, Fabia и Octavia производства ООО «Фолькскваген Груп Рус» (завод VW в Калуге), Peugeot 308 и Citroen C4, производства ООО «ПСМА Рус» (завод PSA в Калуге), Hyundai Solaris, Chevrolet Lacetti, автомобили производства ОАО «УАЗ», SsangYong Rexton, Kyron, Actyon, Actyon Sports и Fiat Dolbo Panorama, Albea и Linea - от группы Sollers.
Также в перечень входят все модели ОАО «АвтоВАЗ», Volga Siber (ОАО «ГАЗ»), Kia Spectra и Sorento (ОАО «ИжАвто»), Hyundai Sonata, Accent, Santa Fe и другие модели ООО «ТагАЗ».
В список входят также собираемые в России Nissan Teana и X-Trail, Toyota Camry, Isuzu NLR85, Chevrolet Niva, Captiva и Cruze, Opel Antara и Astra, Ford Focus и Mondeo, Renault Logan и Sandero.
Все новости Женевского автосалона