В России началась масштабная реформа автопрома. Правительство зовет иностранцев строить заводы внутри страны и предлагает им налоговые льготы. На этом фоне наиболее уязвимыми оказываются российские производители, но государство не всегда готово им помогать.
В прошлом году российский автопром стал настоящей отраслью-передовиком. Государство настолько активно поддерживало спрос на автомобили, что заводы увеличили выпуск техники практически в два раза. Некоторые иностранные концерны (например, Volkswagen и Mercedes-Benz) сумели дотянуться до показателей двухлетней давности. Но в целом рынок не сумел восстановиться от кризиса. Немножко не хватило: в 2008 году в стране было продано 2,1 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, а в 2010-м - 1,9 млн. Одна из причин такого отставания в том, что программа утилизации автохлама, подстегнувшая в итоге спрос, была запущена слишком поздно и сопровождалась неразберихой. Кроме того, на некоторые иностранные модели образовалась очередь, и потребители не успели их приобрести в прошлом году.
Этой весной программа утилизации должна закончиться. Вернее, она может быть продолжена, но только по инициативе производителей. Это означает, что расходы на «похороны» автомобиля, скорее всего, лягут на плечи потребителей, а следовательно, популярность акции снизится. Новые правила игры - конкуренция, дали понять чиновники. Причем не между, скажем, АвтоВАЗом и Ижевским автозаводом, а глобальная.
Правительство готово предоставить иностранным автоконцернам право беспошлинного ввоза автокомпонентов в течение восьми лет. Но взамен производители должны добиться, чтобы производимые ими здесь автомобили на 60% состояли из отечественных компонентов. С учетом того, что качество наших комплектующих категорически не подходит иностранцам, можно ожидать, что на рынке автокомпонентов начнется настоящая революция. Неэффективные предприятия канут в историю, а те, у кого есть потенциал, будут скуплены иностранными компаниями.
Победа над правым рулем
Надо сказать, что «варяги» с удовольствием осваивают Россию. Причем такие регионы, которые раньше считались абсолютно бесперспективными. Например, Дальний Восток. На днях стало известно, что компания «Соллерс» и японская Mitsui со следующего года начнут во Владивостоке сборку одного из самых популярных внедорожников в России Toyota Land Cruiser Prado. В этот же регион стремятся и другие автоконцерны, в частности японский производитель Mazda, а также корейские компании. Все это говорит о том, что война с «правым рулем», которую чиновники безуспешно ведут много лет (речь заходила даже о законодательном запрете на эксплуатацию таких автомобилей), вполне может быть заменена умной налоговой политикой.
Другое дело, что иностранное присутствие на Дальнем Востоке не даст сиюминутных результатов. А на «Жигули» местные жители не пересядут ни за какие коврижки - даже с учетом льготной транспортировки вазовской продукции с запада страны на восток.
Укрупнение АвтоВАЗа
В этой ситуации не избежать передела и на российском рынке. Скорее всего, в будущем на нем останется один-два серьезных игрока, в чей капитал будут входить иностранные компании. Одним из таких «монстров» станет флагман отечественного автопрома - тольяттинский АвтоВАЗ, который в прошлом году буквально вытянул на себе всю отрасль. С его конвейера сошло 545,5 тысячи автомобилей, что составляет 45,1% производства всех легковушек в стране. Иностранный партнер автогиганта - Renault - доволен тем, как обстоят дела на рынке, и явно не прочь увеличить долю в АвтоВАЗе. Кроме того, у АвтоВАЗа имеются планы на сторонние компании.
Речь в первую очередь идет о многострадальном ИжАвто. АвтоВАЗ уже объявил, что в июне этого года приобретет контрольный пакет «Объединенной автомобильной группы» (ОАГ), управляющей Ижевским заводом, а к концу года - 100% акций. Надо сказать, что к этому давно все шло.
До кризиса ИжАвто успешно развивался. При прежнем собственнике - самарской Группе СОК - он первым из российских автозаводов перешел на режим промсборки, заключив договор с Kia Motors. Современное предприятие выпускало до 100 тыс. автомобилей в год, включая популярные Kia Spectra и Kia Rio. Но собственники ИжАвто уже тогда рассчитывали объединить удмуртское предприятие с АвтоВАЗом и в 2007 году инициировали продажу. В 2008 году АвтоВАЗ объявил о сделке, уже одобренной ФАС, как о решенном вопросе. Тогда ИжАвто свернул сотрудничество с Kia, поскольку новый собственник был ориентирован на французский концерн. Но грянул кризис, АвтоВАЗ отказался от сделки. А ИжАвто стал единственным градообразующим автопредприятием, которое не получило господдержки. (Ведь ИжАвто должен был стать частью АвтоВАЗа и получить помощь в «общем пакете».) Еще год бывшие собственники удерживали остановившийся завод на плаву. Но помощь так и не подошла, и собственники продали акции завода его же менеджменту. А недавно силовики сообщили о возбуждении в отношении прежних собственников и менеджмента ИжАвто дела по факту преднамеренного банкротства завода и вывода активов на 7 млрд рублей. Эксперты, впрочем, сомневаются: зачем «топить» завод, вложив в него более $400 млн.
В любом случае теперь актив достанется АвтоВАЗу и станет памятником тому, что без господдержки даже успешный бизнес едва ли может пережить кризис.
Все новости Женевского автосалона