На Международный автосалон в Женеве в 2011 году производители привезли новинки и концепты, которые скоро пойдут в серию и появятся в продаже. Обновленный Volkswagen Tiguan, Kia Rio, серийная версия Concept Skoda, Mazda Minagi, а также Mercedes C-сlass Coupe и даже Ferrari FF появятся в России в ближайшее время. Корреспондент «Газеты.Ru» изучил главные новинки весны.
Крупные автосалоны - это не только выставка-ярмарка автомобилей со всего мира для будущих клиентов. Это место, где можно проследить путь от чистого искусства в автомобилестроении - дизайнерского и инженерного - до продукта - непосредственно серийной машины. Почувствовать заложенный потенциал, ощутить идею, примерить ее, попытаться развить.
Mazda Shinari с ее ящероподобными формами, рыбьими изгибами тела и облегающей водителя приборной панелью не стала бы серийной машиной из-за своей сложности, дороговизны и противоречивости.
А вот компактный кроссовер на основе концепта Minagi, продолжающего тему Shinari, появится на рынке уже в 2012-2013 году.
Убрав немного вычурности, упростив формы и сгладив линии, дизайнеры сохранили идею. Центральный элемент - резаная решетка радиатора - смотрится на нем гораздо уместнее, чем на седане, а сложные фары с утопленным зрачком возвращают к ассоциации с земноводными.
Похожая история с концептом Saab Phoenix. Он не должен пойти в серию и задумывался лишь как декларация нового стиля. Так вот, новый стиль одного из приобретений господина Антонова вызывает массу вопросов. Он похож на летающую тарелку из фантастических фильмов 80-х: покатые бока, никакого рельефа или намека на индивидуальность.
Претензия на дизайнерскую находку читается в оттопыренных рамках дверей и в вогнутой линии крышки багажника.
Задняя оптика похожа на сопла ракеты-носителя «Протон-М» с догорающими после старта факелами. Развитие этой дизайнерской идеи скорее пугает.
Что касается выставки науки и техники, то тут участники уже несколько лет идут одним и тем же электрическим путем под флагами Greenpeace - за чистоту выхлопа, воздуха и вдоха. Но возглавляет шествие юных электродарований все еще Nissan - единственный, кто пока смог собрать не только картонную модельку электрической машины, но запустил в продажу настоящий электромобиль Leaf.
«Сегодня я могу точно сказать, что мы на правильном пути развития. Мы работаем над тем, чтобы машины могли проехать на одной подзарядке как можно больше, и увеличиваем их мощность.
Но главная наша задача - сделать зарядку машин доступной и быстрой.
Чтобы зарядить ее было так же просто, как мобильный телефон», - говорит Томас Смит, директор департамента маркетинга электромобилей компании Nissan.
Эмоциональный микроавтобус Volkswagen Bulli тоже будет электрическим. В компании давно хотели возродить легендарную машину «детей-цветов» - автобус T1, но проект все время замораживался, и его реализация откладывалась. И вот наконец плотная буханка кузова, закругленный капотик с огромной умилительной бляшкой шильдика стоит и смотрит, как живой. Только глаза у него по-современному прорезаны, а на приборной панели из белой кожи примощен iPad. Рассадка в салоне необычная: на диванах переднего и заднего ряда по три места, центральный тоннель в конструкцию не заложен, и пол ровный. На вопрос, решится ли компания поставлять в Россию элктромобиль, да еще с претензией на имиджевую, а значит, более дорогую, как например Scirocco, позицию, директор по развитию марки в России отвечает с усмешкой: «Это зависит от России! Мы присматриваемся, насколько вы готовы к новым технологиям. В этом году привезем гибридный Touareg. Посмотрим, как он покажет себя», - говорит Франк Виттеманн.
Впрочем, представители Volkswagen допускают, что автомобиль может также получить экономичные бензиновые и дизельные моторы.
Пока же Bulli остается в wish-листе не только России, но и всего мира, а ближайшей главной премьерой Volkswagen является обновленный Tiguan.
Его начнут производить на заводе в Калуге уже весной этого года. Кроме новой оптики со светодиодными зрачками (которая будет доступна при заказе ксеноновых фар) список опций малыша кроссовера расширился до солидных размеров. В Европе он будет предлагаться в комплектации с Line Assist - системой слежения за пересечением разметки, адаптивным круиз-контролем, системой контроля мертвых зон и автопарковщиком. Кроме того, на машины установят коробку DSG с двумя сцеплениями. Но базовая версия по цене не будет отличаться от цен на предыдущее поколение. «Российский рынок уникален для Tiguan. Здесь мы производим весь спектр модификаций от недорогих моноприводных машин до топовых версий», - рассказывает Виттеманн.
В борьбе за внимание Audi пошла на хитрость. Концепт нового A3 оказался седаном. Он будет построен на новой универсальной платформе, на которой будет сделан и новый Golf, и новинка от Skoda, которая пока также существует в виде концепта.
Он займет место в линейке между Fabia и Octavia и будет дешевле последней. Внешне машина меньше похожа на сегодняшние «Шкоды» и все больше унифицируется с остальными брендами VW. Те же прорези фар, как у «Фолькса», те же крылья, как у Audi. Строгие линии, технический минимализм, сдержанность серых пиджаков. В основе такого стирания непохожести марок между собой маркетинговое стремление сэкономить на производстве. На деле неформальная, молодежная марка Skoda может поскучнеть.
«Новый стиль всегда требует привыкания! - парирует глава представительства Skoda в России Петр Янеба. - Когда в 2007 году мы привезли новую Fabia, на нее тоже смотрели с опаской. Сначала продажи шли медленно, но потом пошел интенсивный рост. Российский клиент консервативен, но он быстро забывает старое и привыкает к новому». По мнению Янебы, куда важнее сам факт появления промежуточной модели.
«Мы рассматривали вариант создания Fabia Sedan для России. Но я сказал, что здесь не нужна такая машина. Я сказал: мне нужна машина побольше - C-класс, но дешевле, чем Octavia. В следующем году она у нас будет».
Концепт от Ford - B-MAX, к моющему средству с тем же названием он отношения не имеет. Это минивэнчик на платформе Fiesta с высоким потолком и «гражданским» дорожным просветом. Семейный автомобиль с упрощенной системой погрузки детей: главная изюминка модели - отказ от центральной стойки. Жесткость кузова планируется компенсировать применением более прочных материалов на ребрах жесткости. Пожалуй, нестандартная компоновка сможет вытянуть даже сомнительный дизайн машинки, которая получилось тяжеловатой для своей ниши.
Kia показала новые Rio и Picanto. Машинки получились аккуратными и по-французски симпатичными. Хетчбэк Rio в профиль напоминает пасхальное яйцо - Peugeot 206. Picanto тоже что-то напоминает, но ассоциации эти исключительно приятны и ненавязчивы, так что общее впечатление совершенно не портится. И похожие чувства остаются от салона в целом.
Автопром как-то очень спокойно и гармонично катится вперед - без рывков, дерганий и нервных перестроений.
Одни машины напоминают другие, как внешне, так и технологически. Иногда это коробит, иногда - нет. Глядя на новый автомобиль, невольно останавливаешься на знакомых элементах и деталях, изучая архитектуру подвески или линейку моторов, вызываешь в памяти конкурентов. Идти вразрез с общим направлением сейчас невыгодно, дорого и рискованно. Но и в этих условиях автомобильное завтра, так же как автомобильное сегодня, довольно разнообразно. И пусть в этом есть небольшое маркетинговое кокетство, как у производителей шоколадок: достаточно добавить в начинку орешков или изюма, чтобы создать возможность выбора.
Мария Цыбульская (Женева)
Все новости Женевского автосалона