Как стало известно «Ведомостям», Минпромторг одобрил основные параметры программы утилизации грузовиков. Если правительство с ними согласится, льготные продажи составят 38 000 автомобилей в год
Минпромторг намерен запустить с 2012 г. программу обновления парка коммерческих автомобилей в России, рассказывал на прошлой неделе директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов на организованной «Ведомостями» автомобильной конференции. Поручение разработать эту программу было дано по итогам совещания у премьера Владимира Путина, проект Минпромторг должен представить в правительство до конца I квартала 2011 г., рассказывал он.
В основу программы легли предложения «Камаза», сообщили «Ведомостям» сотрудники трех российских автопроизводителей. Предложения «Камаза» изложены в его презентации, которая есть в распоряжении «Ведомостей».
Программа будет действовать в 2012-2014 гг. и распространится на грузовики массой от 6 т возрастом старше 15 лет, которые находятся у последнего владельца не менее полугода. Всего в России, по данным «Камаза», насчитывается 1,8 млн таких машин. Размер премии, которую государство заплатит за утилизацию, составит около 15% средней стоимости грузовика - 115 000 руб. за среднетоннажный (полной массой 6-14 т) и 270 000 руб. за тяжелый (от 14 т) грузовик. Потратить эти деньги можно будет на автомобиль отечественного производства или собранный в режиме промсборки (см. врез). Участниками программы могут стать как физические, так и юридические лица во всех регионах России.
Предполагается, что в год будет сдаваться 38 000 грузовиков - по 19 000 среднетоннажных и тяжелых. Это немало: в 2010 г. в России было продано 58 658 тяжелых грузовиков, из них 47% - «Камазов». Общие затраты государства на программу оцениваются в 7,4 млрд руб. в год, или 22,1 млрд за 2012-2014 гг. Но за счет замены старых грузовиков новыми и более эффективными транспортные расходы предприятий, использующих старую технику, сократятся на 126 млрд руб., а за счет налогов и прочих платежей автопроизводители будут возвращать государству по 8,4 млрд руб. в год, подсчитал «Камаз».
Основные параметры верны, но не решен окончательно вопрос, как именно будет финансироваться программа: это могут быть как утилизационные премии, так и, например, льготный лизинг или их комбинация, а значит, до конца неясен и объем финансирования, рассказывает чиновник Минпромторга.
Решение о том, запускать программу утилизации грузовиков или нет, еще не принято, напоминает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. По его словам, тут остаются вопросы: распространять ли такую программу и на физические, и на юридические лица, как избежать злоупотреблений с сертификатами и др. Чиновник Минфина говорит, что министерство программу пока не рассматривало.
От введения грузовой утилизации, как и легковой, выиграют прежде всего производители недорогих автомобилей, которые и так имеют значительную рыночную долю, - это «Камаз», ГАЗ и «Урал», считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
Все новости Женевского автосалона