Рынок труда для «белых воротничков» вновь превращается в докризисный рай
Валерий Иванов работал логистом в компании - производителе строительных материалов в Москве. «Нас сильно трясло в кризис, шеф почти каждую неделю просил не уходить, терпеть и спасать компанию».
С мая Валерию и его коллегам не платили зарплату. «Директор постоянно говорил, что уходить нам некуда, что предложений на рынке нет. И мы ему верили», - рассказывает мужчина.
Но терпение Валерия лопнуло в начале августа. «Я начал искать новую работу и за три дня получил 14 предложений, одно лучше другого. Сейчас собираюсь в отпуск, наконец дали деньги за май и июнь, а потом выйду на новое место», - говорит Иванов.
Рост предложений
Рынок труда для офисных работников действительно начал оживать. По данным кадрового агентства Kelly Services, 40% работодателей планируют до конца года нанимать новых сотрудников.
Активизируются и сами работники. Особенно те, чьи компании еле держатся на плаву из-за последствий кризиса.
В сентябре, чего не было с 2008 года, вновь начнется сезон активных переходов специалистов из компании в компанию. Переходов на лучшие зарплаты.
Запросы на зарплату и интерес к профессиональной деятельности вернулись у работников на докризисный уровень. Негатив от экономической дыры сошел на нет, и теперь каждый сотрудник может уйти от работодателя без опаски.
«Весь кризис пришлось сидеть на одном месте: очень боялся остаться без средств к существованию. Нужно платить за квартиру, погашать кредиты, что-то есть, в конце концов. Было ощущение, что лучше, что называется, не нарываться», - рассказывает специалист по веб-дизайну Виталий.
Этим летом ситуация в сфере IT и высоких технологий несколько изменилась: за работниками вновь начали охотиться и предлагать большие зарплаты и хорошие условия.
«Только-только перешел на новое место работы. Еще и выбор был, куда пойти. Зарплата в два раза больше, даже не верится. Наконец-то буду жить так, как до кризиса, не считая каждую копейку», - поделился радостью Виталий.
С высокой зарплатой и интересом
В большинстве случаев работодатели сейчас так и поступают: поднимают зарплаты, ищут качественный персонал и пересчитывают бюджеты на высококвалифицированных работников.
Из-за кризисных сокращений и увольнений компании растеряли ценных сотрудников, и в этом году свой штат планируют увеличивать 40% нанимателей. По данным Kelly Serviсes, кроме найма новых сотрудников 60% работодателей также планируют повысить оклады персоналу.
Такая тенденция наблюдается в первый раз с 2008 года. Массовый наем только начинается, причем с ним могут возникнуть проблемы. По исследованиям кадровиков, уже у 50% офисных работников есть предложения с более высокой зарплатой.
«Практически все работодатели, с которыми я тесно общаюсь, сейчас ищут новых сотрудников в штат на хорошие зарплаты и условия. Еще и гоняться за ними приходится, как до кризиса», - рассказывает Елена Колянова, руководитель отдела по внутрикорпоративному развитию регионального промышленного производства.
По ее словам, набирают как раз «белых воротничков» либо на ранее сокращенные должности, либо на абсолютно новые вакансии в компании. Учитывая то, что штат в последние два года в большинстве компаний стремительно сокращался, некоторые работодатели сейчас остро нуждаются в сильном HR-отделе или принципиально новом отделе маркетинга.
«Сейчас вновь появились вакансии HR-директоров на зарплату в несколько сотен тысяч рублей. И я знаю, что люди выходят на эти должности, это не просто вброс вакансии для исследования рынка предложений от работников», - отмечает руководитель проекта «HR-эксперт» Андрей Сидельников .
Но зарплаты - далеко не единственный двигатель карьерного прогресса. Сейчас, когда рынок начал уходить от схемы рынка работодателя к схеме рынка работника, важно заинтересовать кандидата тем, что ему не могли дать на прежнем месте. Таких, кто уже сейчас начал уходить с насиженных мест, - 30%. Тех, кто уходит от "неблагодарного" начальства, - 20%.
«Желание перемен, таких как смена обстановки, компании, сферы деятельности, профессиональных задач, - это также немаловажный фактор при поиске работы. Многие соискатели говорят, что засиделись на одном месте, чувствуют застой, отсутствие движения, продвижения, им не хватает новизны. Все мы так или иначе хотим изменений к лучшему», - отмечает ведущий консультант Penny Lane Personnel Надежда Смирнова.
По мнению Андрея Сидельникова, некоторые специалисты уже сейчас готовы идти на менее оплачиваемую работу, которая будет им больше по душе, чем предыдущая.
Отрекламируй меня
Пошли на подъем и специалисты по маркетингу, PR и рекламе. Многие из них, даже с колоссальным опытом работы, в кризис остались у разбитого корыта: сокращались целые отделы во главе с их руководителями, зарплаты резко снижались, причем некоторые потеряли до 50% оклада.
Анна, менеджер по маркетингу, в одночасье лишилась своего отдела в феврале 2009 года. После чего - буквально через две недели - предложили уйти и ей.
«Было так неприятно - "вырезали" всех подчистую. У меня были прекрасные сотрудники, мы справлялись со своими обязанностями, и даже более чем. Был налажен рабочий процесс».
Анна сидела без постоянной работы 1,5 года - на временных проектах и фрилансе. И только сейчас начали появляться привлекательные для нее вакансии.
«Действительно, о сфере маркетинга и PR сейчас идет много разговоров, но, к сожалению, пока это только слова. На деле специалистов нанимать еще не начали. Пока идет некоторое исследование рынка работников», - отмечает Андрей Сидельников.
По мнению директора по развитию рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Елены Егоровой, PR-сферу ждет приличный подъем до декабря 2010 года.
«Могу прогнозировать, что до декабря 2010 года и уровень зарплат, и спрос на опытных руководителей PR-отделов возрастет на 30% по сравнению с первым полугодием», - считает Елена Егорова.
Помимо рекламщиков, PR-деятелей и маркетологов увесистый кусок пирога карьерного развития перепадет и другим сферам. По данным Penny Lane Personnel, отличные показатели роста демонстрируют IT-сфера, финансовый сектор, ретейл и HoReCa. По сравнению с январем 2010 года на 20% вырос спрос на специалистов рынка коммерческой недвижимости. Медленно, но неуклонно - на 5% - с января по август текущего года увеличивается потребность в производственных кадрах.
Проблематичный набор
Несмотря на положительные тенденции, работодатель этой осенью может столкнуться с тем, что сотрудников набрать не получится, по крайней мере толковых. Те, кто проработал весь кризис, будут подходить к выбору нового места с опаской.
«Если в самом начале кризиса многие оставляли работу, которая не удовлетворяла зарплатные и профессиональные требования сотрудников, сейчас без оглядки соискатели этого не делают. В 2008 году у многих была так называемая финансовая подушка, которую сейчас все уже проели, и есть большой риск остаться ни с чем. К выбору новой работы стоит подходить очень аккуратно, не забывая о том, что у работодателя изменился подход к набору персонала», - комментирует Андрей Сидельников.
Помимо некоторого недопонимания и опасений для работодателя большой проблемой может стать демографическая яма между теми, кто работал уже до кризиса, и теми, кто выпустился из университетов в 2008 году и так и сидит без работы.
Посмотреть предложения на рынке труда