Продуктовая розница уверенно идет вверх. В ценовом выражении. Жара, засуха, недостаток кормов, импортные барьеры - аргументов у поставщиков и продавцов продовольствия достаточно. На этом фоне очевиден и ажиотаж, который создается на рынке, что позволяет еще больше взвинчивать цены. Под серьезное моральное давление попала, к примеру, торговля молоком. Что происходит в этом сегменте, выяснял обозреватель «Вести ФМ» Сергей Артемов.
Рост цен на продовольствие отмечается во многих регионах России. Там, где от засухи погиб урожай, но поставки из госрезервов и более успешных регионов еще не поступили, понятно удорожание того же хлеба. Но молоко, по словам председателя правления Национального союза производителей молока Андрея Даниленко, оказалось предметом борьбы крупных агрохолдингов за избыточную прибыль.
«На сегодняшний день, к сожалению, есть ряд отдельных структур, которые активно пытаются пугать население и правительство резким повышением цен, чтобы выторговать себе сверхдоходы из сложившейся ситуации», - отметил Даниленко.
Статистика трактуется по-разному. Вот официальные данные в изложении Андрея Даниленко.
«Официальная статистика показывает, что рост закупочных цен на сырое молоко было в пределах 4%, а так как сырое молоко составляет менее 50% в конечной цене, речь идёт о том, что в летний период произошёл рост, может быть, на рубль», - пояснил Даниленко.
А вот как оценил ситуацию в секторе исполнительный директор Российского молочного союза Владимир Лабинов , - «Предложение сырого молока в июле по отношению к прошлому году снизилось примерно на 2% товарного молока. В августе предложение снизилось еще на 5%, поэтому мы сталкиваемся с ситуацией, когда цена на полке неизбежно должна расти. Цена на молочные продукты в течение июля-августа выросла где-то на 10-15%. Процесс роста будет продолжаться процентов на 7-10».
Очевидно, если в первом случае взяты за основу закупочные цены, то повода для роста розничных цен нет. Во втором, если говорить об объемах надоев сырого молока, тогда покупателям стоит готовиться к очередному скачку. Но если закупочные цены растут медленно, то резкий рост их на полках выгоден только переработчикам - по сути, монополистам в регионах и крупных городах. Политика лидеров молочной индустрии для главы Национального союза производителей молока Андрея Даниленко вполне ясна.
«Якобы резким ростом закупочных цен на сырое молоко и якобы дефицитом молока пытаются аргументировать резкий рост цен на готовую продукцию для потребителя», - замечает Даниленко.
Но рынок не терпит пустоты, продолжает Андрей Даниленко, даже если нагнетатели ажиотажа оказываются правы насчет нехватки кормов, забоя молочного поголовья, порчи сырого молока от жары и прочего. Они забывают лишь об одном - импортном замещении.
«У нас бестаможенные взаимоотношения с Белоруссией, с Украиной у нас нет никаких таможенных пошлин на молочную продукцию», - комментирует Даниленко.
На потребительском рынке России работает и еще один, отличительный от всех других развитых рынков, фактор, который в полной мере себя проявляет в период ажиотажных информационных кампаний. Опыт советского времени и первого этапа реформ, кажется, заложил в генах россиян, особенно пожилых, накопительство на черный день. К вековым традициям закупок круп, соли и спичек теперь стало прибавляться молоко - новые технологии упаковки позволяют его хранить едва ли не год, замечает Андрей Даниленко.
«Идет активное затаривание в первую очередь так называемым стерилизованным молоком (или как в отрасли говорят - "стерилки"). Это молоко со сроком хранения 6-9 месяцев. Есть рост потребления молока и молочной продукции, особенно в жару, когда в России рекомендовали от смога употреблять молоко как один из методов профилактики. Всё это, конечно, стимулировало некое затаривание, в первую очередь вот этого стерилизованного молока», - говорит Даниленко.
В итоге - растущая спираль спроса-предложения. У покупателей растет недовольство ценами, у переработчиков - растут прибыли. Владимир Лабинов, Исполнительный директор Российского молочного союза, который отстаивает интересы гигантов молочной индустрии, излагает свое видение завершения ценовой гонки.
«Главным ограничителем роста цены будет, надо понимать, покупательская способность населения. Если люди будут отказываться от приобретения продуктов по вновь формирующейся стоимости, то это и будет сигналом "стоп" для рынка», - думает Лабинов.
Судя по этим словам, все негативные факторы на самом деле для молочных компаний не более чем отговорка - на деле, пока люди активно покупают, они будут поднимать цены. Значит, наступило время самим покупателям сказать «стоп» и не обращать внимания на то молоко, ценники которого меняются слишком часто. И рынок очень быстро умерит аппетиты большого бизнеса.
Читайте также по теме:
Молоко влетит россиянам в копеечку
Индекс цен российских потребительских товаров