А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Британская группа Barclays заявила о планах по уходу с российского рынка банковской розницы. Сделка, заключенная Barclays в начале 2008 года, стала, возможно, самым ярким провалом в истории присутствия банков-нерезидентов в России
Москва. 16 февраля. FINMARKET.RU - Британская группа Barclays подвела черту под печальной историей своего похода на российский рынок банковской розницы. Сделка, заключенная Barclays в начале 2008 года на фоне всеобщего оптимизма относительно перспектив «тихой гавани» в бушующем море финансового кризиса, которой тогда отчего-то считалась Россия, стала, возможно, самым ярким провалом в истории присутствия банков-нерезидентов в РФ.
Аналитики сомневаются, что на нынешнем рынке Barclays сумеет «отбить» потраченные три года назад на покупку Экспобанка деньги. Коэффициент 4 к собственному капиталу сейчас - из области фантастики, настоящей удачей будет и вдвое меньший мультипликатор.
Нет места рознице
Группа Barclays во вторник объявила о решении продать ООО «Барклайс банк». Глава российской кредитной организации Николай Цехомский сказал, что сделку планируется закрыть в 2011 году.
«Сегодня в ходе объявления в Лондоне финансовых результатов банка было объявлено о списании гудвилла (в России) в размере 244 млн фунтов стерлингов. Группа заявила о своем намерении продать банк в России и сфокусироваться на предоставлении банковских услуг корпоративным клиентам через Barclays Capital», - заявил Н.Цехомский.
Глава российской «дочки» пояснил, что группа Barclays приняла решение продать банк в России в связи с изменениями в своей стратегии. «Причиной стала рефокусировка стратегии группы. С точки зрения платформы в ней не нашлось места для развития розницы, но планируется усиление инвестиционного направления», - сказал Н.Цехомский.
В свою очередь, президент Barclays Capital в России Боб Форесман подчеркнул, что группа «считает очень перспективным российский рынок, ее решение (о закрытии ритейла) отражает взгляд на новую стратегию развития бизнеса».
Barclays Capital в России, по словам Б.Форесмана, в 2011 году сфокусируется, в частности, на торговле облигациями, операциях с валютой, сделках M&A, предоставлении услуг на рынках акционерного капитала. В планах компании в этом году выйти и в российский сектор акций. Она также планирует принять участие в сделках по приватизации российских компаний. Б.Форесман отказался уточнить, есть ли у компании в настоящее время мандаты на такого рода сделки.
Как все начиналось
Barclays создал российскую «дочку» на базе Экспобанка, купленного за $745 млн у компании «Петропавловск Финанс» (подконтрольна Кириллу Якубовскому, Андрею Вдовину, а также основателям британской золотодобывающей компании Peter Hambro Mining Питеру Хамбро и Павлу Масловскому). Предусматривала ли сделка возможность обратного выкупа при наступлении каких-либо условий, стороны не сообщали.
«Барклайс банк» не скрывал своих амбициозных планов по развитию розницы, однако реализовать их в итоге было не суждено. Весной 2010 года «Барклайс» продал половину своих отделений «Ренессанс Кредиту», а летом объявил о новой розничной стратегии: решил фокусироваться не на массовом сегменте, а на сегменте клиентов среднего и выше среднего класса. Тогда же банк покинул ряд ключевых менеджеров розничного блока.
Вместе с тем Н.Цехомский отметил, что с момента приобретения банка в 2008 году новому топ-менеджменту удалось усилить позиции кредитной организации по ряду направлений. Так, в 2010 году розничный портфель банка вырос на 10%, а корпоративный - на 32%, средства клиентов в этот же период увеличились на 45%.
И все же розничное направление продолжало оставаться убыточным, что оказывало значительное влияние на финансовые результаты банка. По словам Н.Цехомского, выходить в прибыль по итогам 2009 и 2010 годов «дочке» помогала финансовая помощь материнской группы. В 2009 году она составила 4,3 млрд рублей, а в 2010 году - 496 млн рублей. Без учета этих вливаний, которые вносились в капитал в виде прибыли, убыток банка в 2009 году по РСБУ мог составить 3,8 млрд рублей, а в 2010 году - порядка 400 млн рублей.
«Вымирание этого банка довольно долго длится», - считает директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (ЦЭИ МФПА) Сергей Моисеев. Он напомнил, что банк, претендовавший на активное развитие розницы, пригласил топ-менеджеров из ВТБ, у которых были достаточно амбициозные планы.
«Потом, во время кризиса, все это они свернули, отделения позакрывали, часть персонала, работавшего в розничном направлении, ушла в другие банки», - сказал он.
Эксперт добавил, что тогда банк попытался сделать ставку на корпоративный блок. «Видимо, дело не очень хорошо пошло. Получается, что то же самое, грубо говоря, можно делать сидя в Лондоне, а не в Москве», - прокомментировал С.Моисеев решение Barclays продать российский банк и перевести операции по корпоративным клиентам в Barclays Capital.
«Что сейчас они будут продавать, не совсем понятно. Розницы у них нет, обычно ведь продается сеть отделений. Вроде, были амбиции обслуживать крупнейшие нефтегазовые компании и металлургию, но эти клиенты, как известно, и так поделены», - отметил С.Моисеев.
Кому и за сколько
Группа Barclays приступила к поиску покупателя «Барклайс банка». По словам Н.Цехомского, жестких рамок по срокам продажи нет, но сделку предполагается закрыть в 2011 году.
«На сегодняшний день конкретных покупателей нет, поскольку сегодня первый день, когда потенциальный покупатель может об этом узнать», - сказал глава российского «Барклайс» во вторник. При этом он добавил, что для группы самое главное - это репутация и правильный выход из России. «В первую очередь мы смотрим на покупателей, которые имеют правильную репутацию и хорошие намерения в развитии этого бизнеса, а также намерение сохранить по максимуму то, что есть в платформе», - отметил он.
Что касается цены, то ее будет определять Barclays Capital и сама группа. «Я думаю, что когда мы говорим о цене, потенциальный покупатель должен думать о затратах, которые произведены Barclays на этот бизнес», - подчеркнул Н.Цехомский. Вместе с тем он не уточнил, какой объем средств за все время группа направила в российский банк.
Покупка Экспобанка была одной из самых дорогих сделок на российском рынке - банк был оценен с коэффициентом 4 к собственному капиталу. Во время и после кризиса цены практически не выходили за отметку 2 капитала.
Капитал «Барклайс банка», занимавшего по итогам 2010 года 105-е место по размеру активов в рэнкинге «Интерфакс-100», составил 4,98 млрд рублей. Даже продажа с высоким по нынешним меркам мультипликатором 2 принесет Barclays минимум вдвое меньше заплаченной в 2008 году суммы.
Тем не менее Н.Цехомский не исключил, что группа попробует вернуть все затраченные на покупку Экспобанка средства. Эксперты в этом сомневаются.
Так, генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников считает, что банк мог бы быть продан за 1,7 капитала. «Максимум - 2 капитала, а так - 1,7», - сказал он.
С.Моисеев из МФПА также полагает, что коэффициент в 2 капитала является максимальной ценой за этот банк. «Реально, учитывая текущее состояние, инвестиционную привлекательность сектора и банка в частности им можно рассчитывать на 1,5 капитала, может быть, максимум 2 капитала», - отметил он.
Глава ЦЭИ МФПА также подчеркнул, что сейчас не самое лучшее время для продажи «Барклайса». «Если бы я сидел в Лондоне и думал за Barclays, я бы воздержался от продажи потому, что, если реализовывать эти намерения, то это будет "на дне" рынка», - высказал мнение специалист.
Существуют и меньшие оценки возможной суммы сделки. Аналитик Банка Москвы Егор Федоров считает, что, с учетом слабых рыночных позиций этого банка и дальнейшего отсутствия помощи от материнской структуры, речь может идти об 1-1,5 капиталах, но не о 1,5-2.
Аналитик «Тройки Диалог» Ольга Веселова подчеркнула, что рынка M&A в банковской отрасли для репрезентативной выборки сейчас нет. Ориентиром, по ее мнению, может служить публичный рынок. Российские банки торгуются со средним коэффициентом 2 по капиталу 2010 года и 1,6 по капиталу 2011 года. «За высокорентабельные банки покупатели готовы платить и больше - ВТБ заплатит до 2,2 капитала за Транскредитбанк. Выше этих уровней цену ожидать очень сложно», - считает аналитик.
Не одинок
Barclays - не единственный иностранный банк, который за последнее время решил отказаться от российской «дочки». Бельгийская группа KBC, получившая значительную поддержку государства и обремененная обязательством реализовать не имеющий отношения к домашнему рынку бизнес, заявила о намерении продать «Абсолют банк».
«KBC сказала, что посмотрит на текущие результаты "Абсолют банка", и если они будут плачевными, то его продаст, но в определенное время и с выгодой для себя», - напомнил С.Моисеев. При этом он высказал мнение, что, несмотря на план продажи российского банка в 2011-2012 годах, группа не будет его реализовывать, если он все еще будет убыточным.
«Спасаться бегством и продавать за бесценок - не думаю, что это было бы целесообразно, тем более с учетом того, сколько денег было вложено», - сказал он о «Барклайс банке».
По мнению эксперта, на российском рынке сейчас невыгодно продавать банки из-за низкого спроса. «Спроса на банки нет. В прошлом году только один нерезидент создал банк в России - автоконцерн Volkswagen. С другой стороны, лавина предложений по продаже банков будет продолжаться с поднятием планки минимального капитала до 300 млн рублей», - подчеркнул он.
Все же на российском рынке есть игроки, которые готовы приобретать банки у иностранцев. Активно выступил на этой сцене «Восточный экспресс банк». Летом 2010 года он приобрел у Morgan Stanley 100% Городского ипотечного банка, а в декабре - 100% «Сантандер консьюмер банка» у испанской Santander Consumer Finance S.A. На этом «Восточный» не планирует останавливаться, он не исключает приобретения еще одного банка.
Уход зарубежных игроков с российского рынка связан с мировым финансовым кризисом, полагает М.Матовников. «Зализывают раны мирового кризиса, они же тоже сильно пострадали. Многих из них государства заставляют что-то продавать, чтобы вернуть деньги. А продавать начинаешь с того, что кровоточит, но не факт, что это что-то - ликвидное», - заключил гендиректор «Интерфакс-ЦЭА».