Интервью 1news.az с известным азербайджанским джазовым музыкантом Раином Султановым.
- Что такое в вашем представлении современный джаз?
- Скажем так. В отличие от классической музыки, джаз имеет свойство регенерироваться, меняться, смешиваться с другими жанрами музыки. Если внимательно проанализировать эпоху становления джаза в Америке, или каждый десяток лет, например, 40-50-е, 50-60-е и так далее, то станет ясно, что каждая эпоха имела свой современный джаз. А происходило это по двум причинам.
Первая причина в том, что джазовые музыканты хотели отличиться и не быть похожими в игре и стилях на других музыкантов.Они постоянно искали новый стиль, не похожий на то, что уже играют везде.
Такие личности как Майлс Девис, Джон Колтрейн, Джо Завинул, Херби Хенкок и многие другие постоянно искали новые пути в джазе, альтернативный или, можно сказать, современный джаз. Вторая причина - спрос на современный джаз. В Соединенных Штатах джаз игрался везде и постоянно. Слушатели хотели услышать что-то новое, неординарное. Таким образом, рождался новый джаз, новый стиль, появлялся альтернативный джаз, то есть Модерн.
- Какие вы видите особенности и отличия современного азербайджанского джаза от американского и европейского?
- Я считаю, что тот стиль джаза в Азербайджане, который сформировывался еще в 50-х, 60-х, 70-х годах, и который мы называем, грубо говоря, джаз-мугамом, еще не дошел до своей вершины. Может быть, не хватает экспериментов и групп. Например, джазовая музыка идеально переплелась с испанской, бразильской, индийской музыкой, а вот с нашей еще не так, чтобы ее слушали и любили везде. Это говорит о том, что нужно много экспериментировать.
- Согласны ли вы с мнением, что в современном джазе наступает прямо-таки засилье электронных инструментов?
- Нет, я с этим не согласен. Электроника пришла в джаз еще в конце 60-х и начале 70-х годов, и, конечно же, успешно используется и сегодня. Сейчас в джазе, наоборот, идет тенденция акустических инструментов. На основе сложной, но интересной ритмики и гармоний создаются новые темы и затем и импровизации. Джазовый мир сегодня очень интересен. В данный момент в мире очень много музыкантов, которые играют джазовые стандарты великолепно. Но не многие из них имеют свой почерк. В джазе так - если есть свой почерк и тебя узнают, значит, есть и карьера.
- Ваши авторитеты в джазе?
- Майлс Девис, Майкл Брекер, Ян Гарбарек, Джон Колтрейн и наш Рафик Бабаев.
- Какой джазовый диапазон вам интересен?
- Мне нравится много стилей джаза. И в данный момент мне интересна та музыка, в которой я могу найти для себя что-то новое.
- А сам вы помимо классики и джаза еще какой-то музыкой интересовались? Скажем, блюзом или роком?
- Я вырос на джаз-роке и фьюжн. Потом очень долгое время играл классическую музыку - Вебера, Моцарта, Прокофьева... К 30-ти годам стал увлекаться кул-джазом...
- Какая музыка вам интересна как слушателю?
- Всякая качественная музыка, пусть она будет классикой или фольклорной. Сегодня я интересуюсь элементами этники, джаза и классики, сплетенной вместе. Я считаю, что у этого направления есть будущее.
- Есть талантливые музыканты, которые считают, что все от Бога, другие говорят, я добился всего благодаря таланту. Вам какое мнение ближе?
- 50% на 50%. В подростковом возрасте я чувствовал очень сильную тягу к музыке. А когда начал играть, то почувствовал какую-то силу, которая давала мне возможность быстро владеть инструментом. А дальше все зависело от моей усидчивости. И когда моя профессия открыла передо мной большие возможности, например, ездить по странам, почувствовать славу, быть нужным кому-то, то стимул становился еще больше. А ведь что нужно музыканту? Вот, например, последняя моя поездка была на джаз-фестиваль, который проходил на Малазийском острове Пенанг. Азербайджан впервые был там представлен. И когда я вышел на сцену от своей страны, чувство гордости охватило меня. В такие минуты ты понимаешь: все, что было сделано, не зря.
- Можете ли вы дать прогноз - какое будущее ждет джаз в Азербайджане и в мире?
- Джаз откроет нам очень много интересного. Сочетание трех направлений, о котором я говорил выше, даст большой результат. Что касается джаза в Азербайджане, мне трудно что-либо сказать. Безусловно, нам необходим современный центр джаза, который смог бы решать насущные проблемы музыкантов. И тогда у нас появятся и новые имена, и оркестры, и новые стили.
Р. Ашрафли