Государственной Думой в первом чтении принят законопроект, который предусматривает создание федерального и региональных дорожных фондов. Изменения вносятся в Бюджетный кодекс и ряд законов.
О необходимости создания специального дорожного фонда в конце 2009 года заявил Президент России Дмитрий Медведев. В течение года шло активно обсуждение вопроса, готовился законопроект, на который было получено более 50 отзывов от регионов. В большинстве своем - положительных.
Предполагается, что федеральный дорожный фонд будет формироваться в составе бюджета страны, при этом часть средств составят фиксированные бюджетные ассигнования (254,1 млрд. руб.), другую - доходы от акцизов на нефтепродукты и иные поступления от использования инфраструктуры автомобильных дорог федерального значения. Финансовые средства, полученные от акцизов, будут распределяться между федеральным и региональными бюджетами (в 2013 году - в пропорции 28% к 72% соответственно).
Согласно проекту, в срок до 1 января будущего года субъектам РФ необходимо будет принять законы, регламентирующие создание региональных фондов. При этом объемы их финансирования должны быть не меньше размера поступлений от акцизов и транспортного налога.
В целях формирования доходов фонда планируется также ввести новый вид платежа - возмещение вреда, причиняемого дорожному покрытию транспортными средствами грузоподъемностью свыше 12 тонн. Вводится ответственность за нарушение этой нормы.
- Создание дорожных фондов позволит решать вопросы строительства дорог, финансирования дорожных работ комплексно и в зависимости от потребностей конкретных территорий, - говорит депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева («Единая Россия»). - Такие структуры у нас были в свое время созданы, они существовали до 2001 года. По ряду причин дорожные фонды были упразднены, и вот сейчас мы возвращаемся к этой системе, но уже с учетом современной ситуации.
Преимуществом нового порядка перед существующим будет возможность детально прогнозировать доходы. А если известно, сколько будет денег, проще планировать строительство, ремонт и содержание дорог. Кроме того, неосвоенные в текущем году суммы будут направляться на увеличение объема фондов в следующем году. Это позволит избежать ситуаций, когда деньги нужно освоить любой ценой до конца отчетного периода.
Часть средств на финансирование федерального дорожного фонда предусмотрена в фиксированной сумме. Как мы предполагаем, в дальнейшем эта сумма будет индексироваться. Ко второму чтению планируется уточнить порядок определения доходов фонда с учетом инфляции.
Важно, чтобы процессы формирования и расходования средств дорожного фонда были прозрачными. Это относится и к федеральному, и к региональным фондам.