В России появилась мода на деревню - работает блог-магазин, который стал связующим между фермерами и любителями деревенских продуктов. Автор идеи - Борис Акимов. Месячный оборот его «Лавки», а именно так называется этот магазин, год спустя после открытия составил более 700 тысяч рублей.
Обсудим особенности этого интернет-проекта с главным редактором журнала «Агроинвестор» Николаем Лычевым, он на прямой связи со студией радио «Вести ФМ».
«Вести ФМ»: Николай, здравствуйте! Я вот сейчас открыл как раз эту «Лавку» в ЖЖ - очень интересная здесь есть информация, действительно, мясо, птица, молочные продукты, соленья, консервы, варенье можно даже купить, компот, овощи, фрукты, и даже есть спецпредложение, но, правда, дороговато все это. Вообще, вам как идея?
Лычев: Я тоже все это смотрел, как и вы. Легче сказать, чего там нет, ассортимент большой. Идея, в принципе, креативная, идея интересная, и идея, я бы сказал, правильная, потому что фермерская еда так называемая - это хороший небольшой нишевый рынок, то есть для вполне определенного потребителя, причем рынок, который не занят и даже еще не сформирован. Поэтому - почему же, хорошая идея, мне нравится.
«Вести ФМ»: У меня вопрос только о качестве продукции. Попробовать, сами понимаете, нельзя, остается только верить на слово тем, кто их предлагает.
Лычев: Вы совершенно правы, это слабая сторона проекта, если так говорить, потому что я лично как потребитель, и любой ваш слушатель согласится со мной, доверяю не ЖЖ, доверяю не интернет-ресурсам, тем более эту продукцию нет возможности посмотреть и пощупать, а доверяю своим тактильным ощущениям, главное, доверяю продавцу этой продукции, к которому привык ходить, как раньше мы в детстве к бабушкам за молоком с бидончиком ходили много-много лет. А эту продукцию потребитель не может осязать, он может только попробовать - понравится или не понравится, или не попробовать, не доверяя этой идее.
«Вести ФМ»: Ну и понятно, конечно, что это вот такой нишевый проект, но, тем не менее, никакого здесь нет противоречия с законодательством, что так предлагаются все эти продукты?
Лычев: Нет, никакого противоречия нет, у нас есть интернет-магазин, есть проект «Утконос», там, правда, обычные продукты предлагают.
«Вести ФМ»: В «Утконос» можно зайти, в сам магазин, и посмотреть, что там предлагают, пощупать.
Лычев: Можно посмотреть только на картинке, пощупать там ничего нельзя. Но даже если и можно, то «Утконос» - это совершенно непохожий проект, это совершенно другой проект. Я хочу сказать, что и ранее были попытки продавать органик фуд, фермерскую еду - по-разному называют это все. А у нас в России ошибка предыдущих инвесторов была в том, что они открывали бутики, причем не виртуальные, как сейчас, как здесь, а реальные, а это - аренда площади в центре Москвы или на самом подступе, а вы понимаете, какие это затраты.
«Вести ФМ»: И цены, соответственно, будут больше на продукты.
Лычев: Да, само собой. Ну, вы знаете, тут даже не цены. Потребители, ради которых все это придумали, вряд ли будут думать о том, потратить ли ему лишнюю сотню долларов на любимую пищу. Дело в том, что были неоправданно высокие затраты, издержки, и в России ни один из этих проектов не выжил, причем многие предлагали импортную продукцию, потому что найти в России, вы правильно сказали, сертифицированную по законодательству, по всем нужным параметрам, очень и очень сложно. А здесь можно верить, можно не верить, не хотите - не покупайте, но, насколько я вижу, только сегодня упоминали, пишет газета «Ведомости» об этом, это работает, для старта это неплохо, посмотрим, что будет дальше.
«Вести ФМ»: Ну вот про дальше: какие перспективы, на ваш взгляд?
Лычев: С одной стороны, еще раз говорю, перспективы очень неплохие. Рынок не занят, клиент готов, люди, живущие по стандарту «средний класс плюс», зарабатывающие не менее, чем 2-3 тысячи долларов в месяц на душу семьи, на душу населения, вполне могут себе это позволить.
Комментарий Николая Лычева относительно фермерской еды слушайте в аудиофайле
Индекс цен российских потребительских товаров