Как-то за последние месяцы, бурлившие околофутбольными страстями, текущий день первой сборной России отошел на второй план, не находите? Снежный Цюрих, завоевание права проводить ЧМ-2018, эпохальная речь «Let's me speak from my heart. In English» в исполнении Виталия Мутко, истерика англичан - вроде пройденный еще в начале декабря этап, но по-прежнему - как вспомнишь, так кровь закипает.
Подготовка к переходу на «осень - весну», отчаянный бунт Николая Толстых с последующим разгоном ПФЛ и основанием ФНЛ; Руд Гуллит в «Тереке»; циничное банкротство «Сатурна» с беззастенчивым обманом игроков и нечистая возня вокруг «Амкара»; адские проекты календарей премьер-лиги и первого дивизиона, внедрение в первую из них «Краснодара», а во вторую - «Факела»...
Вся эта кипучая футбольная жизнь (в чем угодно можно Сергея Фурсенко обвинять, от дилетантизма до авантюризма, - но только не в скуке) за зиму сдвинула тему главной команды страны на периферию общественного сознания. И, по-моему, это только говорит в пользу того, что с ней все более или менее нормально. Все остальное, включая кадровую свистопляску с молодежной и юношескими сборными, оставляет, извините, ощущение психбольницы, причем буйного ее отделения, - и только в ведомстве Дика Адвоката царит стабильность и размеренность.
Иногда, как кажется, даже излишняя - где, допустим, если не в матче с Ираном, проверять хоть каких-то новичков? Но, знаете, лучше уж так, чем как в первом дивизионе с домашними матчами в Красноярске и Новосибирске на старте и финише первенства - и гостевыми для Сочи и Новороссийска. Это все равно что сейчас Адвокат сделал бы базовыми клубами сборной, условно говоря, «Анжи» и «Кубань». Консерватизм голландского упрямца на фоне всего остального, что происходит нынче с нашим футболом, выглядит оплотом здравого смысла.
Порой, чтобы определиться в системе координат, стоит вспомнить, что было в такой же момент сезона год или несколько лет назад. Так вот: в 2010-м все выглядело гораздо тревожнее. Правда, не в этот конкретный момент - с Ираном мы играем 9 февраля, а Гус Хиддинк год назад объявил о том, что не останется во главе команды, 13-го. Но Фурсенко к этому моменту был уже у власти, и было почти ясно, что перемены неизбежны. А неопределенность, которая продолжалась еще долго, - всегда повод для беспокойства.
В марте 2010-го, если кто забыл, был никому не нужный товарищеский матч в Венгрии, невнятная ничья, скомканное прощание с командой обожаемого ею Гуса, которому новое руководство РФС не соизволило даже устроить достойных его вклада в российский футбол проводов. Недавно мы беседовали с Романом Павлюченко, и он признался, что в своей жизни играл для двух тренеров - Владимира Федотова и Хиддинка. То же самое о нашем первом голландце, уверен, повторил бы любой сборник. И ни капли не сомневаюсь, что безжалостное, лишенное даже намека на сантименты вычеркивание его из нашей футбольной жизни оставило у каждого из них горький осадок.
Но по крайней мере ему нашлась вменяемая замена. Насколько равноценная - результаты покажут, но не факт. Адвокат частенько работал в тех же местах, что и Хиддинк, и везде у него получалось чуть хуже. А то, что срослось в «Зените», возможно, как раз и объясняется тем, что до него там не работал Гус и над Диком не довлел пресс сравнения. В сборной России Хиддинку изначально нужно было поднимать целину, у Адвоката же задача полегче - не испортить.
По 2010 году вывод прост: по сравнению с предыдущим сезоном хуже не стало, но и лучше - тоже. Первое место в группе - штука, конечно, хорошая, но в нашем случае - довольно зыбкая. Как и 12-е место в рейтинге ФИФА. Не забудем, что Словакии мы дома проиграли, а что такое играть с этой командой выездной решающий матч - как говорится, «плавали, знаем». Тусклейшая нулевая ничья в Братиславе и невыход на ЧМ-2006 с сопутствовавшим ему ощущением безнадеги в памяти до сих пор. Так что лучше бы теперь к моменту встречи в Жилине все проблемы уже решить.
Ощущение того, что мы берем свои высоты с запасом, сейчас отсутствует. В Ирландии после часа волшебства в концовке едва не устроили нечто а-ля недавний матч «Ньюкасл» - «Арсенал», в Македонии и вовсе играли скверно, и если бы не Акинфеев... В общем, глядя в таблицу, не нужно задирать нос и обо всем этом забывать. Победная ниточка - весьма тоненькая. В 2009-м до домашнего матча с Германией ситуация казалась гораздо более безоблачной.
Тем более что осенью хронически не шло у Андрея Аршавина. А в клубе - до самых недавних пор, пока не получил травму Насри, после чего капитан национальной команды вернулся в стартовый состав «канониров» и что-то к нему начало возвращаться. Тем не менее вопрос, что с ним творилось почти весь нынешний сезон, с повестки дня пока не снят. И 2011 год, помимо всего прочего, должен дать ответ и на него.
В недавнем интервью «СЭ» сам Аршавин, пусть и в шутливой форме, высказал одну из версий, которая заставляет призадуматься. А вдруг действительно резкость исчезла, потому что игрок элементарно стареет? Ведь в этом году ему исполнится 30... Вот и об этом мы в текущем году узнаем гораздо больше.
А начнем узнавать - завтра в матче с Ираном. Многое из того, что его окружает, вызывает вопросы и сомнения. Имело ли смысл за неделю с копейками до того, как все четыре ведущих клуба сыграют в плей-офф Лиги Европы, не просто вырывать оттуда игроков, но и лететь за тридевять земель для встречи отнюдь не с топ-сборной? Чей тут финансовый интерес - по всей видимости, Эмиратов, этот матч принимающих? Ведь ни Ирану эта игра уже после Кубка Азии и смены тренера так уж не нужна, ни России. А почему тогда матч в пожарном порядке был перенесен из Дубая в Абу-Даби?
Вызывает недоумение и то, что многие сборники, в частности, армейцы вынуждены были проделать долгое и утомительное путешествие по маршруту Анталья - Москва - Абу-Даби? Неужели не проще было сэкономить им силы и вместо десяти в общей сложности часов лета путешествовать два с половиной - из Турции в ОАЭ? Нет, по требованию тренерского штаба сборной нужно было обязательно собраться в московском отеле и лететь в район Персидского залива всем вместе. Для сплочения рядов. А то, что это сплочение из-за утомления проходит на негативном фоне и товарищеский матч сборной таким образом превращается для команды в обузу, не учитывается.
При Хиддинке после поражения в 2007 году от Голландии - 1:4, товарищеских матчей в феврале сборная не проводила, предпочитая краткосрочный сбор. Это, правда, вызывало ропот клубных тренеров, чьи игроки оказывались на несколько дней вообще без игровой практики. Каждый тренер имеет право на свою методику, и верным ли решением окажется полет в Абу-Даби, мы поймем даже не завтра, а впоследствии. Мне вот кажется, что идея сыграть в Лондоне против сборной США, насчет чего в ноябре-декабре велись переговоры, была куда более плодотворной.
Во-первых, поскольку четырем ведущим футболистам сборной вообще никуда летать бы не пришлось, во-вторых, потому что соперник явно сильнее (вспомним, что американцы в ЮАР-2010 вышли из группы, между прочим, с Англией, с первого места, тогда как иранцы в Южной Африке вообще не играли). Ну а аргумент Адвоката - мол, Иран по стилю игры похож на нашего следующего соперника, Армению, кажется мне изрядно натянутым. По такой логике в свое время можно было говорить, что тбилисское «Динамо», «Арарат» и «Нефтчи» (а заодно и «Памир» с «Пахтакором») - одно и то же. Потому что - представители южных народов. Но мы-то в отличие от Адвоката по временам СССР знаем, что это - совершенно разные вещи.
Декларации, что мы должны играть на высшем уровне, а стало быть, проводить товарищеские встречи с сильнейшими соперниками, не воплощаются в реальность. Почему мы в ноябре имеем возможность схлестнуться с Уругваем, а вместо этого играем с Бельгией - да еще и приезжаем в день игры, лишая воронежских болельщиков возможности сходить на открытую тренировку сборной и взять автографы у игроков? Из-за чего меняем США на Иран? Что нам могут дать эти матчи? Где аргентины да бразилии, с которыми мы соперничали раньше? Почему денег у РФС куры не клюют, а уровень соперников по контрольным встречам упал?
Отсутствие логики - вот что в работе футбольного союза расстраивает больше всего, и сборная час от часу все больше становится частью этого процесса. За те 12 (!) часов, что прошли с момента вылета бригады «СЭ» в Дубай и до ее прибытия в Абу-Даби, времени подумать на все эти темы было с лихвой. Может, во мне говорит досада от трудного и долгого перелета-переезда, но, хоть убей, не вижу необходимости совершать такие марш-броски ради неизвестно чего. По сути дела, сборная потратила два дня, чтобы добраться до ОАЭ. А смысл?
Да, и, кстати, - не вся сборная. Мне очень интересно было бы узнать одну вещь. На каком основании футболистов ЦСКА и «Локомотива» обязали приехать со сборов в Москву, чтобы вместе с тренерским штабом полететь в Эмираты, тогда как игроки сборной из «Зенита» добирались из Марбельи своим ходом, и их, как и легионеров, никто ни к чему не обязывал? Впрочем, ситуацию сглаживает то, что, по одной из версий, Адвокат разрешил всем прибыть в Эмираты самостоятельно. Главное условие - быть в гостинице в Абу-Даби до 23.00. Так, например, сделали Игорь Семшов и Динияр Билялетдинов, появившийся в отеле на флажке.
Но тем не менее такие вещи, искусственно разделяющие команду на группировки, - они ведь и на атмосферу в сборной могут повлиять. РФС пошел по пути «Локомотива», который, если помните, в декабре собрал россиян, а легионерам разрешил отметить Рождество в своих странах. И если в ближайших матчах сборной мы увидим нечто подобное памятному столкновению Игоря Акинфеева и Александра Анюкова в товарищеском матче Россия - Болгария, руководители РФС смогут винить в этом только себя.
Игорь РАБИНЕР
из Абу-Даби