В Минэкономразвития настаивают на введении экспортных пошлин на сталь и руду, рассчитывая этой мерой убить сразу двух зайцев: заставить металлургов договориться с потребителями стальной продукции и собрать больше денег в бюджет. Вопрос для бюджета - примерно 1,5 млрд долларов.
Минэкономразвития является инициатором введения таких пошлин и замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев сообщил, что предложение сейчас обсуждается в правительстве. «Позиция еще не определена. Дано поручение правительству проработать. Мы должны представить в правительство в течение двух недель», - сказал он.
По некоторым прогнозам, стоимость стали на мировых рынках в текущем году может увеличиться на 66%, а мировой рост ее производства составить 6,2%. Ранее The Financial Times со ссылкой на отраслевых экспертов сообщала, что в случае подобного подорожания цены на сталь к декабрю 2011 года достигнут 970 долларов за тонну.
Правда, опрошенные BFM.ru отраслевые аналитики прогнозируют более скромное подорожание. Так, старший аналитик по электроэнергетике и металлургии ИФК «Алемар» Виталий Домнич оценивает потенциал роста цен на сталь на мировом рынке в 2011 году примерно в 30-40% и считает, что объемы ее производства могут вырасти на 4-6%.Со своей стороны, ведущий аналитик компании Brunswick Rail Андрей Цыганов уверен, что фундаментальных причин даже для 40-процентного роста цен в мировой экономике нет. И наиболее вероятным ему представляется сценарий их увеличения на 25%.
Вместе с тем аналитики согласны с международными экспертами в части прогноза, касающейся увеличения объема производства. Они считают, что российские компании в 2011 году нарастят выпуск продукции на эквивалентную величину или даже чуть выше. «Рост потребления стали в России в 2011 году составит 5-10%, что обусловлено восстановлением отрасли после кризиса», - дает свой прогноз директор по маркетингу металлотрейдинговой компании «Брок-Инвест-Сервис» Наталья Правдина.
Экспорт стали из России в 2010 году начал снижаться - в тоннаже на 7,4%, а в структуре производства с 37% в 2009 году до 30% в 2010. Но Наталья Правдина полагает, что за счет относительно низкой себестоимости производства российские компании черной металлургии продолжат уверенно чувствовать себя на мировом рынке металлопроката. «В первую очередь это рынки слябов, квадратной заготовки и горячекатанного рулонного проката», - говорит она.
С ней согласен ведущий экономист УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов, по словам которого, позиции российских металлургов на экспортных рынках довольно прочны и нет никаких предпосылок к ухудшению этого положения, если, конечно, не случится новый виток кризиса.
Рост спроса на сталь и другие факторы побудили российские компании увеличить цены на свою продукцию, что уже отразилось на предприятиях.
Так, в значительной степени по этой причине «АвтоВАЗ» был вынужден увеличить цены на свой модельный ряд в среднем на 4% с 1 февраля этого года. А в понедельник подконтрольный Sollers УАЗ и вовсе остановил свой конвейер на две недели из-за спора со сталелитейными компаниями. Оба автопроизводителя уже пожаловались на сталелитейные компании в ФАС, которая, впрочем, не нашла в их действиях нарушения законодательства. ФАС установила, что основной причиной повышения в начале 2011 года цен на необходимые автопрому виды металлургического проката стало увеличение себестоимости его производства, что, в свою очередь, обусловлено повышением цен на основное сырье (уголь, железорудное сырье), а также ростом тарифов субъектов естественных монополий. В ведомстве также считают, что цены на некоторые виды тонколистового проката «Северсталь» с учетом текущего роста находятся на уровне, сопоставимом с мировыми ценами на аналогичную металлопродукцию.
«Если мы посмотрим на ситуацию глазами металлургов, то обнаружим, что за 2010 год цены на сталь на LME выросли на 42%, на железнорудный концентрат - на 36%, а уголь подорожал на 37%, - комментирует BFM.ru аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада. - Поэтому есть все основания предполагать, что в 2011 году цены на сталь, уголь и руду продолжат свой рост, что будет увеличивать себестоимость конечной продукции, в данном случае, холодного проката. Не стоит забывать и существенное повышение цен на тарифы естественных монополий - на 15%».
Эксперт также считает, что повышение цен на прокат для автопрома вполне обосновано, так как цены на сырье действительно сильно выросли. «Автопроизводителям не удается остаться в стороне от ситуации на рынке металла, и часть ценовых издержек им придется взять на себя. Это повлечет за собой перекладывание данных расходов на конечных потребителей - покупателей машин, что уже и происходит», - отмечает аналитик.
Вместе с тем он считает, что российский автопром находится в более выгодном положении по отношению к своим зарубежным конкурентам, если учитывать все те меры, которые предпринимает правительство для скорейшей реструктуризации этого сектора.
Сложно сказать, как изменится ситуация, если предложение Минэкономразвития получит поддержку в правительстве. Но в ведомстве Эльвиры Набиуллиной рассчитывают, что это заставит металлургические компании подписать долгосрочные контракты с клиентами и предотвратить повышение цен. «Мы верим, что есть возможность ввести таможенное и тарифное регулирование в металлургическом секторе. Мы предлагаем ввести пошлины на железную руду и г/к и х/к прокат», - говорится в предложениях министерства.
Если говорить конкретно, то речь идет о введении 10-процентной пошлины на стальной прокат и 30-процентной - на железную руду. Либо о введении плавающего тарифа, привязанного к мировым ценам.
Однако по мнению старшего аналитика «Урса капитал» Дмитрия Дорофеева, повышение пошлин не окажет существенного влияния как на цены, так и на рост конкуренции на внутреннем рынке. Специфика момента в том, что сейчас рынок насыщен, и снижение цен на нем может привести лишь к незначительному росту продаж, поэтому производители в явном виде точно не начнут «ценовые войны». В тоже время правительство просто получит дополнительные налоговые поступления от экспорта металлургической продукции (их сумма при 10-процентной пошлине составит около 1,5 млрд долларов), забирая сверхприбыль у металлургов, так как из-за роста цен на мировых рынках рентабельность российских производителей все равно останется на приемлемых уровнях.
Дмитрий Дорофеев не сомневается, что в этом случае существенного падения экспорта произойти не должно, поскольку компаниям по-прежнему будет выгодно экспортировать сталь и руду, просто рентабельность этого теперь будет меньше.
Все новинки Детройта